В этой статье я хотел бы отметить некоторые ошибки, которые совершают многие начинающие велосипедисты. Начиная с покупки байка и заканчивая активными покатушками.
Поиск единомышленников
Ситуация, когда человек ищет кого-то, чтобы начать что-то делать. На мой взгляд, не стоит специально искать компанию, с кем кататься, потому что рано или поздно вы найдете близких по духу людей. Даже если сейчас нет никого, кто согласился бы разделить ваше желание начать кататься на велосипеде, ничего страшного — главное начать.
Неправильный подход к сбору информации
На этом этапе я вижу две ошибки: 1) случайный выбор, отсутствие базовых представлений о велосипеде, 2) слишком глубокое погружение в изучение теоретической информации.
С первым всё понятно: у человека нет времени и желания заниматься сбором сведений, поэтому он передоверяет процесс выбора знакомым/продавцам. Это лотерея — может быть, вам посоветуют хороший велосипед за вменяемую цену, но скорее всего нет. Велосипедные знакомые, будучи подкованными в вопросе, постараются выбрать на самом деле хороший (и дорогой) байк, но нужен ли он начинающему? А продавец будет продавать то, что нужно продавать.
Большой проблемы в обоих случаях нет, просто скорее всего, денег придется потратить больше, чем этого требовалось. Хуже, когда с деньгами всё плохо, и походив с прошаренными знакомыми по веломагазинам, посмотрев на жуткие ценники, соискатель решает плюнуть на всё, и купить самый дешевый байк, например, в Ашане. 🙂
Обратная ситуация, когда человек уже с зимы зависает на форумах и погружается в такие пласты информации, что для него становится важной надпись на раме. Опять таки, в этом нет ничего особо негативного, если денег хватает, — вы просто потратите больше, чем нужно на этом этапе. Но я встречал случаи, когда люди отказывались от покупки велосипеда вообще, аргументируя это тем, что на хороший велосипед нет денег, а на всяком дерьме (дешевле 1000$) они ездить не собираются.
Лучше всего, изучить на досуге доступную инфу, какой велосипед выбрать для начинающего, на первый сезон, и не превышать этот уровень, если денег в обрез. Не советую влезать в долги или отрезать от семейного бюджета куски, чтобы сразу же начать катать на дорогом байке. Первый сезон как раз и покажет, чем для вас является велосипед, захватило ли вас это хобби.
Ошибка в размере
Начинающие иногда игнорируют важность подбора правильного размера рамы велосипеда, вспоминая детство, когда все велики были одного размера и никто не заморачивался. Сейчас же есть как минимум четыре размера на каждую модель: S, M, L, XL. Перед тем, как покупать, зайдите на сайт производителя, чтобы посмотреть таблицу размеров (Size chart/table), приблизительно там будет указано, какой размер подходит под ваш рост.
Подробно про геометрию можно почитать в статье «Как выбрать велосипед по размеру«
Покупка «неправильного» типа велосипеда
Ошибкой на этом этапе является то, что начинающий велосипедист покупает вел, не представляя толком, где он будет кататься. Очень часто его сбивают с толку продвинутые друзья, которые уже успели покатать на всём, что движется и теперь ищут свой «идеальный» байк.
Возможно, велоснобы меня заклюют, но я посоветую начинающему велосипедисту на первый сезон выбрать горный байк, а именно — найнер (с колесами размера 29 дюймов). В велосообществе бытует мнение, что у нас засилие МТБ, тогда как по назначению этот тип байков не используется.
Тем не менее, горный вел очень универсален, подходит для всех типов дорог, на нем можно кататься по тротуарам и парковым дорожкам своего района (учтите, не везде разрешено кататься по тротуарам и паркам), а можно поехать в велопоход. Вам не нужен иной тип велосипеда для первого сезона — как раз сможете определиться, чего не хватает в недорогом горном велосипеде и если хобби затянет, то на следующий год купить уже что-то другое. Это совершенно нормальный процесс — увлеченные велосипедисты постоянно пробуют новые типы байков.
В любом случае, найнер МТБ будет отличным выбором, даже если вы через месяц поймете, что больше привлекает езда по асфальту.
Ошибки в первые дни катания
Почти все начинающие плохо управляются с переключением передач, не считая этот процесс особо важным. На самом деле, переключение передач крайне важно, потому что снимает излишнюю нагрузку на коленные суставы. Нужно постоянно работать задним переключателем, стараясь удержать каденс (частоту вращения педалей) в одном диапазоне.
Небольшой подъем — щелкни переключателем, чтобы снять возросшую нагрузку на педалях. Задул встречный ветер — переключайся. Изучи принцип совместной работы переднего и заднего переключателей.
Более углубленно о работе переключателей велосипеда
Нужно стараться держать высокий каденс, потому что чем быстрее вы крутите педали, тем ниже нагрузка на суставы — это очень важно. К сожалению, начинающим кажется, что нужно «качать» ноги, въезжая в горку на повышенной передаче, медленно вращая педали. Это приводит к плохим последствиям.
Как можно «убить» колени ездой на велосипеде и как это предотвратить, читать статью
Неправильно выставленное сидение тоже является очень распространенной ошибкой. Базовая настройка: сидя в седле, подгоните педаль в самое нижнее положение и поставьте на него пятку, колено в этом случае должно полностью разогнуться. От этого положения нужно плясать дальше, двигая по миллиметру вверх-вниз, добиться ощущения комфорта.
Еще регулируется наклон и продольное положение седла, я рекомендую выставить нулевой наклон и также, по миллиметру, добиваться комфорта. Положение вперед-назад также надо «поймать» экспериментальным способом.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Покатушки налегке
Что еще нужно в покатушке, кроме велосипеда и хорошего настроения, — думает новоиспеченный велосипедист и прокалывает колесо в 20 километрах от дома. Испорченное настроение, вызванивание друзей с автомобилем, раздражение…
Как минимум, нужно возить с собой вот такой набор: насос, заплатки и монтажные лопатки. Так же надо хотя бы раз попробовать разбортировать колесо и поставить покрышку на место. В этом случае вы сможете за 5 минут устранить проблему и спокойно кататься дальше. К сожалению, проколы — дело обычное, надо обязательно иметь с собой необходимые инструменты.
Вторая необходимая вещь в покатушке — бутылка с водой. Пить нужно обязательно, потому что организм теряет влагу постоянно, даже если темп движения невысок. В результате потери воды в первую очередь страдают коленные суставы, потому что сокращается количество естественной смазки, необходимой для их функционирования.
Что пить при езде на велосипеде — воду, энергетики, изотоники, пиво?
Недостаточный комфорт в покатушке
Комфорт складывается из таких вещей, как удобство посадки, подходящее седло, правильный тепловой баланс.
Про посадку я писал чуть выше, про седло скажу ниже, а сейчас про одежду. Вопреки мнению велоснобов, я не считаю, что начинающий обязан как можно быстрее облачиться в обтягивающую велоформу. Да, форма удобна, она хорошо отводит пот, но она стоит денег, особенно это ощутимо для кармана, если речь идет не о летнем комплекте, а о велоодежде для весны-осени.
Поэтому на первых порах можно катать и в обычной одежде, но учитывая следующее: весной самая большая опасность — вспотеть и быть продутым холодным ветром. Скорее всего, в вашем гардеробе есть какая-нибудь ветровка, так что обязательно её надевайте, пока не потеплеет основательно.
Статья о том, как одеваться для катания на велосипеде холодной весной
Далее — одевайтесь слоями, в зависимости от температуры. Могу посоветовать купить в качестве базового слоя термуху с шерстью мерино, она пригодится не только на велосипеде, но и в обычной жизни — я надеваю такую в холодную погоду, когда гуляю пешком.
Еще я как-то писал о непромокаемых носках Sealskinz, хорошая штука для межсезонья, обратите внимание.
«Плохое» седло
Ошибка заключается в том, что начинающий винит седло в том, что у него болит зад, и сразу бежит в магазин за новым. Очень часто седло не при чем, просто нужно приучить свой зад к нему — это достигается ежедневными тренировками. Катайте каждый день по паре часов и через неделю ваше «плохое» седло, скорее всего, станет нормальным.
Если же боль не проходит (при том, что наклон и высота седла выставлены правильно), надо подумать о покупке нового (читай, как выбрать подходящее велоседло).
Слишком резкий старт
Не стоит обращать внимания на свою скорость — для начала нужно «вкатиться», подготовить сердце, мышцы и коленные суставы к велосипедной нагрузке. Вместо этого, старайтесь кататься подольше и подальше, но в спокойном темпе.
Я рассматривал связанные со слишком быстрым началом ошибки в статье 10 советов начинающим велосипедистам.
Погружение в велофетишизм
Бывает так, что начинающий велосипедист оказывается в компании продвинутых катальцев, на фоне которых собственный велосипед кажется убогим. Хочется соответствовать компании, быть на одном уровне, и тут начинается бесконечный бег за морковкой. Я подробно писал про это явление здесь:
Решение — понять, ради чего вам нужен более навороченный велосипед. Скорее всего, не для того, чтобы катать, а для того, чтобы быть «своим» в компании. Поэтому старайтесь больше катать, чем общаться на форумах. Катание всегда вправляет мозги на место — как правило, приходит понимание, что вас ограничивает не велосипед, а плохая физическая форма.
Напишите в комментариях, какие ошибки совершили вы сами в начале «велокарьеры».
Прошу репостнуть статью в соцсетях, если не трудно — кнопки ниже.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.