Что такое гравел байк и чем он отличается от шоссера или циклокроссера

Вот вы всё ругаете маркетинг, а иногда благодаря ему рождаются классные вещи. По сути, весь велосипедный рынок сведен к трем категориям: 1) горные байки, 2) шоссейные велы и 3) что-то между ними (узкие ниши типа турингов или ширпотреб типа ситибайков по 150 евро не берем в учет).

Так вот, чтобы продавать, маркетологам постоянно приходится искать доли рынка на стыке категорий, делать что-то универсальное, совмещающее в себе  сильные стороны разных видов велосипедов. Таким образом появился бастард от MTB и дорожного вела — так называемый гибрид.

В свое время этот тип велосипеда имел смысл и был принят велосипедной общественностью на «ура». Более того, маркетологи уловили сигнал о спросе на большие колеса и через некоторое время мы получили найнеры — значимый шаг в развитии горного велосипеда, по моему глубокому убеждению.

Что выбрать — горный велосипед найнер или байк с меньшим диаметром колес

Наверно, если бы маркетинг не существовал, то мы до сих пор ездили бы на пенни фартингах (ну или на «Украинах»). Так что пусть лучше маркетологи работают, время от времени выкатывая на рынок что-то интересное. Людям нравится искать свой велосипед, подходящий именно к их условиям катания.

В данное время новый тренд на рынке шоссейных велосипедов — гравел байк (gravel bike — велосипед для гравийных дорог). Так как тренд восходящий, маркетологи пока еще не до конца пришли к единому стандарту и даже названию, в некоторых случаях новый тип велосипеда называется adventure bike, endurance bike, performance road bike.

Дотошные форумские любители поспорить сейчас начнут доказывать, что каждое перечисленное название является отдельным типом велосипеда, но это неправда — пока что каждый производитель тянет одеяло на себя и называет еще не оформившийся тип разными названиями. Судя по всему, название гравел байк приживется и станет общепринятым. Так как я рассматриваю себя в качестве потенциального владельца сего пока еще призрачного типа велосипеда, то внимательно изучил вопрос и спешу рассказать вам, что знаю сам.

Гравел байк — зачем и для кого

Человек, умудренный опытом, один раз бегло взглянув на то, что называют гравел байк, спросит: «Ну и что за шум вокруг обычного циклокроссера? Маркетинг такой маркетинг». И будет, в общем-то прав: чуть уловив спрос, многие производители просто добавили к названиями своих моделей циклокроссеров слово Gravel,  по сути ничего не поменяв в концепции. Так что же такое — гравел байк? На данный момент это маркетинговое понятие, пытающееся удовлетворить витающий в воздухе спрос на шоссейный велосипед:

  1. С рулем баран
  2. С более длинной колесной базой
  3. С шинами в стандарте 35мм и более
  4. С зазорами рамы и вилки, позволяющими поставить шины еще большего размера
  5. С геометрией между MTB и шоссером
  6. С дисковыми тормозами

Концепция гравел байка — комфортный дорожный велосипед с рулем «баран», с дутыми колесами, позволяющий катать в расслабленной посадке долгое время, при этом иметь возможность съехать на бездорожье. Циклокроссер не совсем соответствует этой вводной. Если вы хоть раз катались на циклокроссере, то понимаете о чем я — по сути, это такой же спортивный снаряд, как классический шоссейный велосипед.

Гравел же — это скорее смесь дорожника, туринга, ситибайка и даже гибрида , то есть универсальная машина, теряющая как в скорости, так и в управляемости, но выигрывающая в комфорте. При этом, он всё равно достаточно легок (в среднем модели среднего уровня весят 10 кг), чтобы чувствоваться быстрым и маневренным на дороге. Гравел — это такой кроссовер, если пользоваться автомобильной терминологией, его основная стихия — шоссе, но при надобности он может зажечь и на грунтовках.

Циклокроссер спортивный байк для велокросса — читайте про этот тип велосипеда мою заметку

Как видите, характеристика гравела довольно расплывчата, поэтому пока что производители велосипедов по разному понимают новый тренд. Кто-то, как я уже сказал, просто перемаркировывает обычные циклокроссеры в гравелы, кто-то ставит на туринг дисковые тормоза и называет это adventure bike.

Почему не гибрид

Опять-таки опытный человек спросит: «Ну ок, нужен вам велосипед для долгих комфортных поездок по асфальту с возможностью бездорожья. Есть же гибриды — они как раз и придуманы для такого использования». Лично меня не устраивает в гибридах две вещи: прямой руль и большой вес. Покатав изрядно на этом типе, я пришел к выводу, что он совмещает не сильные стороны MTB и дорожного вела, а наоборот — слабые. На шоссе он не слишком быстр из-за большого веса и почти вертикальной посадки, а на бездорожье сливается горному байку из-за узких шин и высокого центра тяжести.

Что такое велосипед гибрид — помесь горного и дорожного байка, выбор для тех, кто любит универсальность

Гравел же наоборот, берет сильные черты от своих предков: на асфальте это почти шоссейник: посадка хоть и не такая низкая, как на классическом шоссере, но и отнюдь не вертикальная. На бездорожье же из-за широких шин (считаю, что настоящий гравел байк должен быть оснащен широкой мягкой резиной без ярко выраженного протектора) он будет вполне конкурентоспособен везде, за исключением жидкой грязи.

Совет маркетологам, как сделать хороший гравел байк

Итак, рецепт хорошего гравел байка:

Рама. Берем легкую раму от циклокроссера, дорабатываем, чтобы вмещалась более широкая покрышка, полноразмерные крылья и еще оставался достаточный грязевой зазор. ETT рамы должна быть немного короче, чтобы посадка стала более вертикальной, а углы рулевой трубы менее острыми, для более комфортной и плавной рулежки. Задний треугольник делаем длиннее, гораздо длиннее, чтобы колесная база расширилась почти до значения, принятого у турингов. Обязательно добавляем резьбовые отверстия для крепления крыльев и багажников.

Трансмиссия. По всей видимости, тенденция «одна звезда спереди» приживется на гравел байке, поэтому уместной будет трансмиссия с кассетой на 11 скоростей с большими «нижними» звездами, что-то типа 11-42.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


Руль. Так как гравел предназначается для шоссейных и гравийных дорог, а не для города, то имеет смысл ставить широкий «баран» — на дальних перегонах такой руль позволяет сменить максимальное количество положений рук.

Тормоза. Диски, без вариантов. Вообще, история с гравел байками отчасти началась с дисковых тормозов, например, маркетологи Specialized одними из первых поставили диски на свои циклокроссеры не гоночных моделей и назвали это gravel advetnure bike.

Дисковые тормоза — теперь и на шоссейных велосипедах

Шины. Здесь не столько важно, какие покрышки установлены в стоке, сколько возможность поставить размер вплоть до 40мм, причем чтобы еще остались грязевые зазоры. По дефолту, на мой взгляд, должно стоять что-то с не слишком агрессивным протектором, но достаточно широкое. Смысл в том, что это гравел байк — велосипед для гравийных дорог, не для грязи. На гравийках нужна широкая и мягкая резина. Эта же резина будет хорошо катить и по асфальту.

Гравел байк в роли туринга

Думаю, что многие мои читатели уже подумали, что гравел мог бы неплохо выступить в роли отличного туринга, и я полностью с этим соглашусь. Более того, одной из центральных идей данной концепции и является возможность многодневных велопоходов. Классические туринги раздражают чересчур надежной конструкцией, которая ведет к увеличению веса велосипеда. Да, надежность крайне важна в кругосветных путешествиях, когда нужно ехать тысячи километров практически без обслуживания, причем с грузом в несколько десятков килограмм.

Идеальный велосипед для туризма — размышления Котовского на момент 2013 года

Призвание гравела — обычные велопоходы на условные несколько недель, по вполне цивилизованным местам, при этом, велосипед достаточно прочен, чтобы везти 10-15 кг груза на стандартном багажнике. В целом, такой подход позволяет двигаться не в классическом туристическом стиле, когда скорость не имеет ни малейшего значения, а преодолевать пространство, поддерживая достаточно высокую скорость.

Один из самых впечатляющих гравелов с туринговым уклоном производится под брендом PlanetX. Титановая рама ручной работы, под названием Tempest — это как раз то, что я бы назвал идеальной базой для гравел байка.

Есть все нужные резьбовые отверстия для крепления багажника и крыльев, геометрия как раз то, что надо на дальних дистанциях. Титан — замечательный материал для туризма и простого городского катания из-за способности поглощать мелкие вибрации, вдобавок он практически не царапается. Жаль только, что цена 1200 фунтов за фреймсет (рама+вилка) без учета доставки пока что ставит под сомнение перспективу владения данным велосипедом.

Потребительские метания

У меня пока что идет в голове борьба противоположностей: вроде бы и нужен новый велосипед и вроде бы гравел это как раз то, о чем я мечтал длинными зимними вечерами. Но!  Внутренний голос жабы шепчет: зачем тебе еще один вел, ведь есть же складник и гибрид. Голос практичности шепчет: зачем тебе гравел, вспомни, сколько раз за этот год ты съезжал с асфальта, возьми обычный шоссер и не выпендривайся!

Так что я пока не определился, настолько ли мне нужен гравел, насколько мне нравится эта концепция. Может быть, учитывая то, что я крайне неохотно съезжаю с шоссе и то, что там, где я катаюсь на шоссере, асфальт вполне хорошего качества, гравел окажется в роли «городского MTB», который 99% времени ездит по асфальту и жужжит шипастыми покрышками…

С другой стороны, гравел будет просто идеальным вариантом для тех людей, которые мечтают о шоссейнике, но из-за плохого качества асфальта не решаются на его покупку. На плохом дорожном покрытии гравел будет гораздо комфортнее и быть может, даже быстрее шоссера, плюс к этому у вас останется полноценная возможность съехать в лес на грунтовку.

Какой гравел выбрать

Пока что мне сложно дать рекомендации по моделям, потому что производители еще не определились с тем, что считать гравелом. Одни выпускают байки с заточкой под шоссе, лишь чуть чуть оставив для грунта, как например Specialized Diverge. Наверно, это как раз то, что нужно мне — комфортный шоссер с широкой резиной и более расслабленной посадкой.

Или же противоположность — Salsa DEADWOOD 29+, трудно поддающийся классификации гравел туринг байк, заточенный под бездорожье.

А вот GT Grade Adventure, вроде бы гравел, но по геометрии и грязевым зазорам практически — циклокроссер.

Сейчас в модельном ряду основных производителей первого и второго эшелона обязательно найдется велосипед, так или иначе подходящий под классификацию гравел, поэтому просто сопоставляйте характеристики и выбирайте то, что вам надо. Маркетинг он такой маркетинг — дает нам выбор, что бы там не говорили. Хотя, часто его же и забирает…

Поделитесь в комментариях, что вы думаете об этом маркетинговом ходе веловымогателей? Пришелся бы вам ко двору гравел байк, если бы пришло время выбирать новый велосипед в конюшню?


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах