Действительно ли ношение велошлема спасает жизни

Спорил тут на днях с одним ярым противником обязательного ношения велошлемов, аргументы оппонента были стандартными: «легкий кантрийный шлем не спасет от сильного удара, шлем это самоуспокоение для велосипедиста, почему ты не надеваешь шлем, когда переходишь улицу» и так далее.

Дабы не быть голословным в споре, я решил пошерстить статистику, чтобы ткнуть противника в сухие цифры, мол смотри, вот на сколько процентов снизилась фатальная статистика из-за популяризации велошлемов.

Начал гуглить. В рунете ничего подходящего не нашлось, видимо, никто не заказывает подобные статистические исследования, зато в англоязычном интернете полно статистики на этот счет.

Итак, я начал изучать всё, что попадалось на глаза — отчеты госпиталей, статистика полицейских репортов, исследовательские работы, и чем дальше заходил в этот лес, тем отчетливее становилось понятно, что статистику можно развернуть в любую сторону, в зависимости от того, каких взглядов вы придерживаетесь.

Например, вот что говорится в нью-йоркском отчете по происшествиям с велосипедным транспортом за 2013 год: 74% смертельных случаев связаны с черепно-мозговыми травмами, 97% погибших катальцев не пользовались шлемами, лишь 13% велосипедистов, получивших серьезные травмы носили шлемы.

Казалось бы, отчет просто кричит об эффективности велошлемов — ведь пострадало всего 13% велосипедистов со шлемами. К сожалению, если немного подумать, то становится ясно, что эти сухие цифры не говорят нам ровным счетом ни о чем, потому что мы не имеем представления о том, сколько вообще людей надевают шлемы. Быть может, в целом их количество как раз укладывается в статистику, чтобы дать эти 13% пострадавших.

Интересны исследования из Австралии, где ношение велошлема является обязательным: не было выявлено существенного снижения числа фатальных инцидентов, несмотря на энтузиазм популяризаторов. 80% погибших были в шлемах, но это их не спасло.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


И так далее — нигде я не находил четкой статистики, которая могла бы подтвердить или опровергнуть эффективность ношения велошлема. Проблема всех этих отчетов и исследований, на мой взгляд, в том, что они смешивают в кучу совершенно разные обстоятельства и условия, при которых произошли эти смертельные случаи.

Перелопатил кучу информации, массу дополнительных цифр, факторов и нюансов. Пришлось включать собственный аналитический аппарат, и вот что лично я смог вычленить из чтения статистики: подавляющее число фатальных происшествий, при которых нет разницы, был ли шлем или его не было, происходили на шоссе. Почти 100% этих случаев — столкновения с автомобилем, идущим со скоростью 70 км/ч и выше. Если случай происходил в городской черте, то чаще всего в аварию был вовлечен грузовой или общественный транспорт.

Получается, что все исследователи строят выводы на основе статистики случаев со смертельным исходом, чаще всего происходящих на скоростных дорогах, где шлем действительно вряд ли может изменить общий расклад. При этом, за бортом остаются «бытовые» городские случаи — столкновения на скоростях 20-30 км/ч, столкновения с пешеходами, падения велосипедистов без вовлечения автомобилей.

По статистике, соотношение accident/fatality в этих бытовых случаях крайне невелико, по сравнению с травматизмом и смертельным исходом при движении по шоссе (там очень высокий процент fatality при вовлечении в аварию).

В ходе моего расследования выяснилась одна маленькая деталь — в городских происшествиях на малых скоростях с участием велотранспорта действительно чаще всего катальцы отделываются незначительными ушибами, переломами или иными травмами, не угрожающими жизни, но (!) почти 90% случаев со смертельным исходом в этой бытовухе связаны с черепно-мозговыми травмами и отсутствием на голове шлема!

Понимаете, к чему я веду? Шлем не может спасти вас в серьезной аварии, шлем не поможет, если вас передет грузовик, а на обычных городских скоростях по статистике вы скорее всего выживете и без шлема. И тем


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах