Кто регулярно читает мой сайт, тот знает, что я придерживаюсь практичного подхода в выборе велосипеда. Своим читателям рекомендую не заморачиваться на брендах и маркетинговых заманухах, не копить на дорогой байк, а сразу покупать тот, на который хватает денег.
Очень условной ценовой границей понятия «нормальный велик» можно считать 500$ as is, то есть без учета сезонных скидок, распродаж и тд.
Однако, ведь есть люди, которые не слишком ограничены в средствах, но читая мои заметки, могут подумать, что все, что дороже этой суммы — разводка и вымогательство.
Сегодня я предлагаю поговорить на тему более дорогих велосипедов: почему за них требуют таких денег и насколько это оправдано. Я рассмотрю только класс шоссейников и мтб, а остальных касаться не стану из-за специфики.
Также я хочу сразу отсечь претензии со стороны фетишистов и сочувствующих: данные рассуждения предназначены для практичных людей, не зацикленных на спорте и не зависающих на форумах с целью сравнения своего железного коня с «эталонным» (по мнению коллективного разума).
Шоссейные велосипеды
Здесь все относительно просто. Совсем дешевых и хламных шоссейников не бывает — это объясняется тем, что производители трансмисии просто не выпускают для них начальных групп, как для мтб. Цена на шоссеры образовывается тремя факторами.
Уровень механики
У Shimano такая линейка трансмиссии: Sora-Tiagra-105-Ultegra-Dura Ace. Может быть, в последний год-другой возникла еще какая-то подгруппа, как это иногда бывает у Шимано, но суть не меняется.
Даже начальная группа трансмиссии Sora четко и внятно переключает скорости и является надежной, но если цена не слишком беспокоит, то я бы рекомендовал начать с компонентов Tiagra.
Повышение уровня группы механики резко увеличивает цену, и по моему скромному мнению, не несет никакой реальной пользы, кроме очень субъективных нюансов в четкости переключения.
Вес
Разумеется, все шоссейники высокого и верхнего среднего уровня построены на карбоновых рамах. Причем, разница в весе казалось бы, одинаковых карбоновых рам может достигать грамм триста.
Чем более высокого уровня трансмиссия — тем она легче. Может показаться, что на всех этих цепях-звездочках веса много не наэкономишь, но в целом на круг выходит ощутимая цифра.
Также для уменьшения массы очень важны колеса. Просто хороший легкий шоссейный вилсет (два колеса без покрышек) стоит примерно 700 долларов, и это скорее, нижняя граница.
Палки (руль, подседел, вынос) и седло являются еще одной точкой борьбы за вес и увеличения цены.
Бренд
Буквы на раме могут стоить несколько тысяч долларов, и всегда найдутся желающие за них платить.
Даже если не брать в учет такие экстремальные варианты, все равно накрутка за имя имеет место. Причем в сегменте шоссейных велосипедов есть своя иерархия, далеко не всегда бренд, ценящийся за свои горные велики столь уважаем в шоссе.
Покупать ли дорогой шоссейник
Да, есть смысл покупать дорогой шоссер, если вы не слишком стеснены в средствах. Но, в понятии «дорогой» должны быть свои лимиты, своего рода границы между реальностью и фанатизмом.
Если у вас есть деньги, и вы хотите купить отличный шосейник, но платить за дурь не интересно, то вот ориентиры — карбоновая рама и группа механики 105-Ultegra, карбоновые палки — хорошо, но не принципиально.
Проведите сравнение по магазинам и выберите один из самых недорогих вариантов с вышеуказанными параметрами. Бренд совершенно не имеет значения.
За свои деньги вы получите отличный шоссер, достаточно легкий и очень надежный, который прослужит у вас долгие годы без проблем.
Практического смысла в более дорогих великах для обычных вело-любителей нет. Низкий вес, «катимость», бренд, слово Dura Ace и тд. важно спортсменам и фетишистам. Вам — вряд ли.
Для этого типа велосипеда вес — это действительно крайне важный параметр, в буквальном смысле означающий, сколько секунд вы потеряете на тренировочном круге при форсировании подъемов.
Если же такие тонкости не смущают ваш мозг, то надо руководиться, как всегда, здравым смыслом. Да, приятно иметь шоссер весом меньше семи килограммов, но его стоимость будет совершенно оторвана от реальности.
Горные байки
В сегменте МТБ велосипедов немного сложнее, хотя бы потому, что внутри этого типа есть разделение на хардтейлы и двухподвесы.
Давайте поговорим только о хардтейлах и ограничим тему лишь велами класса кросс-кантри, то есть — для обычной пересеченной местности, без экстрима. Я думаю, основная часть моих читателей и пользуется такими великами.
Как я писал выше, минимальной стоимостью нормального байка можно считать 500$, но покупка более дорогого МТБ определенно имеет смысл.
Возьмем условную цену 1000-1300$. Велофетишисты посмеются над такой суммой, но для большинства наших сограждан велосипед стоимостью более средней месячной зарплаты определенно считается дорогим.
Итак, в этой ценовой категории на байки уже устанавливают работающие амортизационные вилки, взамен эластомерных имитаторов на более дешевых моделях.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Это — очень важный фактор. С точки зрения финансов (и здравого смысла) лучше сразу заплатить за нормальную амортизацию, чем мучиться и ждать, пока убьется имитатор, и только тогда поставить рабочий вариант.
На более бюджетных моделях много точек экономии, на которых производитель оптимизирует расходы. К счастью, чаще всего в результате этой экономии сохраняется какое-никакое качество, но вес компонентов и их эксплуатационные свойства оставляют желать лучшего.
Например — резина. В бюджетном сегменте на велы ставят весьма тяжелые и дешевые покрышки, которые плохо катят и плохо гребут. Они быстро стираются, легко прокалываются и по хорошему, должны бы быть заменены на более продвинутые варианты.
Практически на что не взгляни в дешевом велосипеде, там обязательно будет компромисс между ценой, весом и качеством. Обода, втулки, каретка, педали — эти компоненты первыми принимают на себя удар, и первыми выходят из строя, будучи весьма посредственного уровня.
В любом случае, на велосипеде за 1300$ помимо рабочей вилки, хорошей резины и прочего, будет установлена трансмиссия уровня SLX-XT, и переключения окажутся ощутимо четче, чем солянка из начальных групп механики, как на бюджетных великах.
Четкость и другие субъективные факторы — это нюансы, я всегда об этом говорю. Но в целом из этих нюансов складывается ощущение от катания. Когда все идеально переключается, манетки аккуратно щелкают, переключатели мягко перебрасывают цепь по звездам — получаешь удовольствие от самого процесса езды.
Вес байка я не считаю уж очень важным фактором, но все равно, более дорогой экземпляр окажется легче на целых полтора-два килограмма, а это весьма заметно, хотя бы при заносе вела на этаж. Опять-таки это — ощущения.
Не так давно я писал о популярном и продвинутом классе горных велосипедов — найнерах. В бюджетном сегменте эти байки очень слабо представлены, и в основном они значительно тяжелее своих 26″ собратьев. А вот в пределах 1000$ продаются уже отличные, достаточно легкие найнеры.
Покупать ли дорогой горный велосипед
Мое мнение — целесообразно купить более дорогой байк, но при условии: а) вы не стеснены в средствах, б) вы понимаете, что вам надо.
В ценовом диапазоне до 1300$ еще нет велофетишистских штучек, когда платишь большие деньги за надпись или чуть меньший вес. На мой взгляд — это самая практичная категория велосипедов, с которой на долгие годы можно забыть об апгрейдах и ремонтах.
Однако не забывайте о разбросе цен из-за брендов, уровня жадности дилеров или сезонных колебаний. Обязательно сделайте сравнение между продающимися байками, ориентируйтесь на следующие параметры:
Вилка
Пружинно-масляная или еще лучше воздушно-масляная. Одним из самых распространенных вариантов будет Rockshox Recon или его более дорогая модификация Reba. Отличные вилки, можно смело брать.
Механика
Трансмиссия уровня SLX-XT, иногда могут быть вкрапления более дешевой группы Deore. Запомните, что четкость переключения зависит не столько от переключателей, сколько от манеток. Но хитрые производители пытаются воткнуть более дорогой задний переключатель, в ущерб остальной механике, будьте бдительны.
Рама
В такую цену попадаются уже велосипеды с карбоновыми рамами, но скорее всего это будет застоявшийся экземпляр, продающийся по большой скидке. Гоняться за карбоном, наверно, не нужно, но если он сам идет в руки в виде скидки на прошлогоднюю дорогую модель, то почему бы и нет.
Зато алюминиевая рама в эту цену должна быть весьма навороченная. Гидроформинг и баттинг (гуглите) — по максимуму, также крайне желательна кастомная геометрия. Впрочем, этот пункт — своего рода фетишизм, но я очень не люблю каталожные рамы, особенно за такие деньги.
Бренд
Не важен в принципе, но все-таки обращайте внимание. Иногда хорошие и известные велобренды продаются не дороже своих менее именитых конкурентов. Даже не будучи велофетишистом, гораздо приятнее ездить на Scott, чем на Stells.
Еще дороже
Если кого-то интересует, что происходит в более дорогом ценовом сегменте хардтейлов, то двумя словами — маркетинг и фетишизм.
Карбон
Первая ступень, на которой вырастает цена — карбоновая рама. Как и у шоссеров, карбон бывает разный, поэтому не удивляйтесь, что цена может отличаться в два раза.
Вилка
С ценой растет и уровень амортизационной вилки. Чем дороже — тем меньше ее вес и больше всяких наворотов (контроль компрессии, инерционные клапаны и тд). Это может быть важно для спортсменов, но обычный человек никогда не раскроет потенциал такой вилки.
Трансмиссия
Топовое железо сильно увеличивает цену. Групсеты Shimano XTR или Sram X0 стоят огромных денег, а их отличие от того же SLX — немного меньший вес и чуть более четкая работа.
Разное
Резина, палки, сидения — это тоже предмет фетишизма, и из-за этих компонентов цена велосипеда может прилично увеличиться. Это все также далеко от реальности и не должно волновать обычных катальцев.
Бренд
Здесь точно так же, как и в случае шоссеров — для фетишистов и спортсменов надпись на раме крайне важна. Нам же переплачивать за имя не имеет смысла.
___________________________
Я надеюсь, что эта заметка не покажется читателям идущей вразрез с моими основными установками. Как и раньше, я говорю — покупайте велосипед той ценовой категории, которой можете себе позволить (исключая ашанбайки и прочий копеечный хлам). Я даже приветствую покупку подержанного байка.
Но все же я хотел сказать этой статьей, что до определенного предела в цене вы получите за свои деньги вполне реальные вещи, которые полностью оправдывают стоимость.
Напишите в комментах, в какую сумму обошелся вам велик, сколько вы на нем проехали и собираетесь ли менять на более дорогой.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.