Имеет ли смысл менять трансмиссию в три цепи

Многие велосипедисты знают методику замены комплекта трансмиссии с чередованием в три цепи каждые 500-1000 км, это помогает сбалансировать износ зубьев кассеты и передних звезд, и в результате получить больший пробег этих компонентов.

Для начинающих это будет полезной информацией, поэтому для начала давайте договоримся, каким образом чередование цепей может увеличить ресурс компонентов. Речь будет идти исключительно про горные байки, износ шоссейных и дорожных велосипедов оставим за рамками этой статьи.

Почему нам вообще приходится менять растянувшуюся цепь — пусть она и потихоньку протачивает зубья кассеты, но это же на скорость не влияет. В идеале это действительно так, но на практике нагрузка на трансмиссию неравномерна, зубья протачиваются по разному, и в результате, при усилии на педалях цепь начинает срываться на соседние звезды, что превращает езду в мучение.

Почему изнашивается велосипедная цепь и кассета

Если на сильно проточенную кассету поставить новую цепь, то это не поможет, потому что из-за несовпадающего расстояния между пинами и выработанными зубьями цепь будет всё так же скакать по соседним звездам кассеты. Менять изношенные компоненты нужно в сборе, исключением служат передние звезды — они переживают по несколько комплектов «цепь-кассета».

Звезды кассеты являются слабым звеном лишь тогда, когда расстояние между пинами (осями) звеньев цепи увеличилось (цепь растянулась) и пины ложатся на свои места не идеально, постепенно изменяя профиль зубьев.

Покуда цепь в порядке, звезда практически не изнашивается, то есть, если бы мы меняли цепь сразу же, как только межпиновое расстояние немного увеличилось, то ездить на одной кассете можно было бы десятилетиями.

Полно примеров, когда цепь начинала скакать по кассете на пробеге всего 1000 км, и учитывая стоимость этих расходников, велосипед превращался в весьма дорогое хобби. Поэтому хитрые люди придумали способ, как сбалансировать износ — с одной стороны мы имеем быстро изнашивающуюся цепь, а с другой — надежную, но очень сильно зависимую от цепи кассету.

Замена в «три цепи»

Если иметь комплект из трех цепей, и каждые 700 км ставить их по очереди, то первые 2100 километров этот комплект пройдет практически без износа. На втором круге цепи понемногу начнут вытягиваться, но еще в пределах допустимого, дав уже в сумме безпроблемный пробег в 4200 км.

Третий круг будет для цепей уже на грани красной зоны, когда зубья кассеты необратимо протачиваются, поэтому откатав очередные 2100 км, велосипедист, не дожидаясь, пока трансмиссия начнет перескакивать, выбрасывает кассету и три цепи, покупая новый комплект.

Интервал замены 700 км взят как ориентировочный, опытным путем на форумах выяснили, что для горного велосипеда, используемого по своему назначению, именно 700 км является самым оптимальным значением, чтобы сбалансировать износ расходников.

Интервал может быть больше или меньше в зависимости от условий катания — если вы гоняете осенью по залитому водой парку, или еще хуже, вам приходится ездить по мокрым песочным трассам, то ваша цепь может показать первые признаки износа уже через 500 км, поэтому полезно иметь в хозяйстве калибр для измерения износа, штука простая, но будет служить всю жизнь.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


Нужна ли эта головная боль

Наверняка кто-то сейчас скажет: «Проблема преувеличена, я катаю уже третий год на одной цепи-кассете, полет нормальный». Не спорю, бывает и так, износ — вещь крайне индивидуальная, очень сильно зависит от нагрузок, стиля катания, ухода за трансмиссией и ареала обитания. Приведу выдержку из сообщения моего читателя, считающего, что замена в «три цепи» это лишняя головная боль и можно обойтись без этого:

«Я часто катаю по лесу и поначалу тоже, как и все, менял цепи по кругу. Но через пару сезонов мне это надоело, и я нашел способ избежать частой замены. Почему изнашивается цепь, потому что грязь попадает в места крепления осей звена и растачивает там миллиметровые люфты. Если эту грязь своевременно удалять, то износ резко снизится. 

Я начал после каждой покатушки, какой бы она не была короткой, тщательно вычищать цепь аэрозолью для очистки мотоциклетных цепей. Также годится и WD40. После этого цепь вытирается ветошью и каждое звено прокапывается соответствующей сезону и условиям велосмазкой. Это вошло в ритуал и занимает всего 5-7 минут моего времени. 

Теперь о результатах. У меня цепь Shimano HG53 и не помню какая кассета от Shimano, на данный момент комплект прошел уже почти 5000 километров, в основном это лес, грунтовки, парки. Износ по калибру приближается к 0.25, что дает надежду проехать еще столько же (я оптимист). 

Можно сказать, что такая частая чистка и смазка тоже является гемором, но лично я не могу это даже сравнить с регулярной сменой цепей  по кругу и необходимостью следить за пробегом и износом.»

Вот такое мнение. Напишите в комментариях, что на ваш взгляд является большей головной болью — смена цепи раз в 700 км или ежедневная чистка-смазка.

Как уменьшить износ велосипедной цепи

Итак, основные факторы износа:

  1. Грязь и влага в сочленениях цепи, особенно абразив в виде песка и пыли. Регулярно чистить любыми керосиносодержащими жидкостями.
  2. Своевременная смазка. Обычно мы смазываем тогда, когда цепь начинает посвистывать, но это уже поздно. Лучше взять за правило капать смазку каждые 100 км или после каждой покатушки.
  3. Езда с перекосом. Цепь в перекошенном состоянии изнашивается гораздо быстрее, поэтому стараться подбирать передачи так, чтобы перекос был минимальным.
  4. «Ломёжка» стоя в гору. Избыточная нагрузка на трансмиссию изнашивает цепь, лучше подобрать передачу пониже и заехать в гору сидя.

Личный опыт

Я сам долгое время менял в «три цепи», но в конце концов отказался от этого, попробую обьяснить свою позицию насчет использования расходников. Это лишь моё мнение, но я считаю, что это я должен ездить на велосипеде, а не он на мне.

Одно время на форумах люди просекли, что цепи Campagnolo Record, живут гораздо дольше шимановских аналогов (цепи Campagnolo/SRAM/Shimano взаимозаменяемы). Попробовал и я — ура, всё так, как пишут на форумах. При этом я не занимался чисткой и смазкой трансмиссии каждый день. Про шоссейник даже не говорю, там Кампа проработала более 10000 километров у меня и продолжает трудиться у нового владельца без намеков на проскоки.

Интересно было бы узнать, меняете ли вы трансмиссию в «три цепи» или как-то по другому справляетесь с проблемой износа. Подчеркиваю, речь идет именно о горных велосипедах в их естественной среде обитания. Если вы ездите по городу или шоссе, то разумеется, вы не сталкивались с тем самым чувством, когда ваша новенькая цепь на новенькой кассете начала скакать буквально через тысячу километров. Чувство, скажу я вам, крайне негативное. 🙂


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах