Эстония и дорожное движение

Общаясь на различных российских форумах, я нередко сталкиваюсь с неоднозначным отношением к Эстонии. Причем это отношение может быть быть полярным, от завистливого «ну еще бы, у вас же Европа», до злорадного «скоро кирдык вам всем придет».

Мнения местных русскоязычных о жизни также разделяется: кто-то клянет Эстонию на чем свет стоит, совершенно не обращая внимание на светлые стороны, кто-то со страусиным оптимизмом твердит о том, что «у нас все-таки лучше, чем в Зимбабве». Так как я на данный момент проживаю в Таллине, то решил обозначить свое мнение по этому вопросу.

Делать какой-то список «за и против» мне не интересно, поэтому буду периодически выкладывать заметки про Эстонию, освещая тот или иной момент нашей жизни. Начну, разумеется, с позитива, который, не смотря на события последних лет, присутствует в большом количестве. Про плохие стороны тоже напишу, но позже.

Например, мне очень нравится дорожное движение в Таллине и других городах Эстонии, я считаю его весьма безопасным; аварий со смертельным исходом в черте города практически не случается. Подавляющее большинство автомобилистов ездят по правилам, почти не превышают скорость. Бывает, конечно, подрежет тебя какой-нибудь ухарь, и тут же затормозит со свистом, пропуская ребенка на пешеходном переходе. И сразу понимаешь, где в человеке  поверхностное, наносное, а где настоящее. 🙂

Я уезжал из Эстонии в 2001 году, а вернулся в 2007, и скажу честно, порядка на дорогах стало гораздо больше. Может быть, дело в очень больших штрафах и неподкупных полицейских. Я не хочу сказать, что в эстонской полиции вообще нет коррупции, но на низовом уровне она действительно искоренена. Никакого негатива от общения с эстонскими полицейскими я ни разу не испытывал. Всегда корректны, без проблем разговаривают на русском языке. Вежливо выписывают штраф и желают хорошего пути.

Дать взятку рядовому патрульному просто невозможно, и через это нарушать правила становится крайне обременительно для семейного бюджета. Вдобавок, действует система накопления нарушений, когда рецидивист автоматически лишается водительских прав. Как кому, а мне это очень по нраву, я за соблюдение буквы правил, и категорически не приемлю мнения, что ездить нужно по уму и по понятиям. Потому что, когда на дорогах одни ездят по уму, другие по понятиям, а у третьих вообще трясутся руки от распирающих понтов, то никакой безопасности движения не получится.

Это очень отчетливо понимаешь, когда покатаешься по северной Европе. Наши люди, попавшие туда, соблюдают правила, вежливо пропускают других водителей, и что самое странное, получают от этого заметное удовольствие. Считаю это совершенно нормальным: быть частью отлаженной и безопасной системы. Дорога — это не то место, где нужно проявлять свою яркую индивидуальность. Ездить нужно не по уму, а по правилам. И Эстония, на мой взгляд, медленно, уверенно идет в этом направлении.

Кстати, по поводу штрафов у нас был один курьез. Году в 2002-ом правительство решило построить административную тюрьму, куда планировалось помещать упорно не выплачивающих штрафы должников, алиментщиков и прочих антисоциальных элементов, не горящих желанием передавать свою копейку в потную ладошку эстонского государства.

Таким образом хотели подстегнуть нерадивых граждан к более активному расставанию с неправедно нажитыми средствами, ведь сидеть в тюрьме не интересно никому. Строительство еще не было завершено, как на соответствующий орган свалилась лавина заявлений от антисоциальных элементов на предмет того, что они жаждут отдать долги государству.

Но только не хрустящими банковскими билетами, на что надеялись инициаторы проекта, а посредством отсидки в этой комфортабельной, спроектированной по всем европейским нормам тюрьме. Как оказалось, расценки на заключение были выставлены королевские: за десять дней неволи списывался долг в тысячу евро. Несложно догадаться, что не будучи дураком, средний должник предпочитал отдохнуть несколько месяцев в этом санатории за счет государства, чтобы выйдя на свободу невинным, как младенец, замутить еще парочку долговых проектов. Не знаю точно, сколько времени действовала эта халява, но слышал, что многие предприимчивые люди таким образом избавились от больших долгов.

Таллин — город небольшой, примерно 400К жителей, и спроектирован он довольно грамотно: из конца в конец можно добраться за полчаса. Этому способствует советское наследие: скоростная магистраль, проходящая через самую населенную часть города. Не знаю, в чьей советской голове появилась гениальная мысль: соединить с центром все кварталы нового спального района при помощи скоростного трамвая. Для этого в кратчайшие сроки была проделана десятикилометровая траншея глубиной метров пятнадцать и шириной не менее пятидесяти. Можно себе представить, какие средства были задействованы, учитывая, что весь район стоит на сплошной каменной плите.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


Копать не возможно, поэтому сначала закладывали взрывчатку, подрывали, выгребали экскаваторами раздробленный камень и снова подрывали. И так несколько лет. Эстония чуть-чуть поторопилась с независимостью, нужно было подождать еще года три, и скоростной трамвай забегал бы за счет щедрого Советского Союза. Но эстонцы в те времена заявляли о готовности перейти на диету из картофельных очисток, если того потребует дело свободы и независимости, поэтому ждать какого-то трамвая не стали, ограничившись простой скоростной дорогой, прозванной в народе Канавой. Кстати, российские гости, проезжая по этой Канаве, искренне недоумевают, почему все плетутся какие-то 70 км/ч по такому великолепному шоссе, тогда как можно жарить все 150.

Качество асфальта традиционное для постсоветских республик, но последние годы в Эстонии активно осваиваются европейские деньги на ремонт дорог, и нельзя сказать, что совсем без толку. ЕС, правда, в связи с кризисом начал активно интересоваться, куда расходуются его средства, и даже в прошлом году заморозил денежный поток в Эстонию, до предоставления ему понятного отчета. Чем дело закончилось, не могу рассказать, так как в рамках борьбы с негативными эмоциями, я отказался от получения любой политизированной информации. Но полагаю, что ручеек европейских денег снова потек, в противном случае паника эстонского правительства уже проникла бы сквозь мои информационные фильтры.

Уже лет десять в Эстонии идет неспешное, но настойчивое внедрение в сознание людей идеи о повышении безопасности на дорогах. Особенных успехов удалось добиться в области популяризации светоотражателей среди пешеходов. Проводились самые различные социальные компании, от бесплатной раздачи этих нужных безделушек до призывов по радио и телевидению. На мой взгляд, дело было проведено настолько грамотно, что даже самые упертые граждане не стали возмущаться, когда в 2011 году в Эстонии был принят закон об обязательном ношении светоотражателя как за городом, так и в его черте.

На мой взгляд — это очень положительный опыт, который обязательно должны перенять другие страны. Если раньше мне казалось, что светоотражатель в городе абсолютно бессмысленная вещь, то этой зимой, как водитель, я мог только убедиться в правильности этого решения. Даже в городе есть плохо освещенные участки улиц, дворы и переулки, где светоотражатель в разы повышает заметность пешехода. Кстати, за последние двадцать лет Эстонии удалось снизить число жертв ДТП в 6 раз. Считаю, что это потрясающий результат.

Вот примерно так мы ездим по дорогам Эстонии. Пока еще не все радужно, но прогресс виден отчетливо. Менталитет понемногу, тяжело, но ломается, все больше людей выезжают на автомобилях просто для того, чтобы безопасно добраться до точки назначения, а не для того, чтобы показать окружающим, какие они красивые и умные.

Есть, конечно, традиционные проблемы с начинающими и молодыми водителями, большинство ДТП приходится на их долю, но и тут видны сдвиги. Например, есть система жестких наказаний для новичков-рецидивистов, очень легко отправиться на пересдачу, или вообще потерять право управлением автомобиля на несколько лет, даже за незначительные нарушения.

Сдать экзамен на получение водительских прав в наше время весьма непросто. Требования предъявляются серьезные, хотя и вполне выполнимые. Все экзаменационные автомобили оснащаются видеозаписывающей техникой, чтобы в случае возникновения споров суд мог легко разрешить вопрос. Купить экзамен, конечно, возможно, при наличии хороших связей и крупной суммы денег,  но еще лет десять назад это было проще простого, и почти все мои знакомые просто покупали экзамен, чтобы не тратить время и нервы.

Меня, как велосипедиста, дорожное движение в Эстонии очень устраивает. Сеть отличных велодорожек растет с каждым годом, и только в маленьком Таллине их общая протяженность превысила двести километров. Можно добраться на велосипеде из одного конца города в другой, даже не выезжая на проезжую часть. Более того, в последние годы строятся велодорожки даже за пределами городов, для того, чтобы жители деревень могли безопасно добраться до районного центра на двух колесах. Впрочем, дороги в Эстонии еще в советские времена строились по европейскому стандарту: помимо основных шоссе, разветвленная сеть малозначимых второстепенных дорог. К настоящему моменты почти все из них уже покрыты асфальтом, и передвигаться по стране на велосипеде очень приятно и безопасно. Всегда найдется альтернатива шумному шоссе, чтобы спокойно катиться по затерянной дорожке, наслаждаясь запахами леса и отсутствием автомобильного трафика.

Не в качестве рекламы, а с человеческой позиции рекомендую всем любителям велосипеда хоть раз посетить Эстонию, уверен, что вам здесь понравится.

Все это я считаю позитивными сторонами Эстонии. Не исключаю, что сейчас налетят граждане определенного типа, и воскликнут, что все это ерунда, на самом деле у нас на дорогах хамство и ментовской беспредел, а я просто смотрю на мир через розовые очки. Что ж, спорить не стану, вполне допускаю, что в их жизни все именно так и происходит. Я лишь описал то, что сам вижу каждый день.

Подписывайтесь, друзья, на обновления, комментируйте и присоединяйтесь в социальных сетях.


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах