Когда бывалые велосипедисты говорят, что у них не болит задница от езды на велосипеде при любой дистанции, то вы должны понимать это так: 50% привычки и 50% мазохизма. Если регулярно катать, особенно на дальние расстояния, то попа быстро адаптируется даже к спортивному седлу, и чувствует себя удовлетворительно.
Но, каким бы тренированным любитель марафонов не был, примерно через 100-150 км начинаются неприятные ощущения внизу. Чем хуже условия: жара, дождь, разбитая дорога, тем быстрее нарастает дискомфорт. Не спасает даже велосипедная одежда с памперсом (вставкой между ног, которая проводит пот).
Так что проблемы зада меня волновали с самого начала велосипедной карьеры. Не могу сказать, что я тогда активно искал решение, так как в те времена меня захватил велофетишизм.
Ни один богобоязненный фетишист не допустит на свой велосипед каких-то предметов, повышающих комфорт — только спортивные сидения, только хардкор. Поэтому я на долгое время катался на дальние дистанции, мирясь с болью в заднице.
Типичное мазохистское спортивное велоседло
Но к счастью, дурь постепенно начала выветриваться, и я вплотную занялся поиском удобного седла. Поначалу я перепробовал массу спортивных и околоспортивных седел, которые фетишисты считали достаточно комфортными. Что и говорить, денег было изведено много, но результат оставался прежним: через три часа начинает сильно ломить попу.
Я уже грешным делом подумал, что избавиться от этого дискомфорта невозможно в принципе, и нужно просто терпеть. Апогеем мучений стал велопоход Южный Путь, где мы с женой 67 дней издевались над собой посредством спортивных седел.
Вернувшись из путешествия, я решил, что так дальше жить нельзя, и обратился к интернетам. Я уже не раз слышал о кожаном седле Brooks, но никогда не рассматривал его всерьез, так как оно совершенно не подходило к моим модным байкам.
Секта почитателей
В интернетах Брукс, как бы это помягче выразиться — хвалили. Да что там хвалили, ему пели оды. Как заядлые туристы, так и раскаявшиеся велофетишисты.
Мне это показалось подозрительным, отзывы были похожи на проповеди сектантов: мол, с Brooks жизнь изменилась, теперь мы счастливы и тд. Я начал копать глубже: написал на форумах людям, которые уже ездят на этом седле.
Тот же результат: покупай обязательно, не может не понравится, дальнобойная езда без боли в заднице возможна. После такой рекламы я уже просто не мог не уверовать в чудодействие Брукса, и в тот же день заказал два кожаных седла в веломагазине (при заказах на сумму от 149$ доставка бесплатная), себе и Мурзику.
Первые впечатления
Дней через десять, когда долгожданная посылочка добралась до моего дома, я с трепетом распаковал заветные коробки. Аккуратно смазал седла специальной мазью Proofide, подогнал по росту на велосипеде и поехал тестировать.
Начало было несколько настораживающим — полное ощущение, что я сижу на куске дерева. Если спортивные седла под кожзаменителем имеют хотя бы поролон, то здесь просто кусок выдубленной кожи деревянной твердости.
Вдобавок, я постоянно ерзал по седлу, потому что кожа была гладкая и как будто отполированная. Я не знал, что думать — еще одно седло в коллекцию неподошедших? Еще одна сотня долларов на ветер? Хмм…
Однако проехав километров 50, я поймал себя на мысли, что мне реально удобно. Да, сижу я вроде как на деревяшке, но седалищные кости аккуратно проминают под себя две маленькие ямки, а мягкая часть равномерно распределяет свою массу по всей плоскости. Непонятно было только с излишней скользкостью кожи, но я понадеялся на притирку.
Не буду говорить, что в ближайшие дни я наездил километров 200-300, и тогда по настоящему понял кайф от Брукса. За эту дистанцию он успел окончательно принять форму моего зада и я наконец узнал, что такое комфорт при езде.
Вопрос комфортного седла наконец снят!
Многие владельцы Brooks приводят такое сравнение: ты как будто сидишь в своем старом удобном кожаном кресле. Я только поддержу эту аналогию. Нет мягкости, но ехать настолько удобно, что просто забываешь, что ты уже отмотал 150 км. Со временем прошла и скользота кожи, теперь мой зад как будто входит в невидимые пазы и сидит крепко и устойчиво.
Мне все никак не удавалось проверить истинные дальнобойные качества Брукса, и однажды я выехал в небольшую покатушку на 315 км. 🙂 О ней подробнее можете прочитать здесь, а вкратце — впечатления бриллиантовые, на таком расстоянии меня беспокоило что угодно, но только не попа. Мечтать о таком на спортивных седлах даже не приходилось. После этого я стал членом секты Brooks, и теперь пытаюсь заразить этой верой и вас. 🙂
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Рассмотрим некоторые особенности седла Брукс. Люди часто останавливаются перед покупкой, так как где-то вычитали, что седло требует постоянного ухода, смазки и страшно боится дождя. Это полная ерунда, друзья.
Единственное обслуживание, которые вы должны сделать — это сразу после покупки намазать его тонким слоем сверху и снизу специальной смазкой Proofide. Закажите мазь вместе с седлом, и не вздумайте использовать касторку или вазелин — они сильно размягчают кожу, а нам это как раз не надо.
Как ухаживать за седлом Brooks
Никакой регулярной смазки сидение не требует, даже наоборот, нельзя его мазать постоянно: это ведет к размягчению кожи, а значит уменьшению срока службы. Воды кожа не боится, и если дождь застал вас в дороге, то даже не думайте о том, чтобы накрыть его чехлом — спокойно катитесь дальше. Чего не любит Brooks, так это набухания водой и последующей сушки под солнечными лучами.
Поэтому если вы путешествуете, то на ночь накрывайте седло чехольчиком, и не подставляйте его солнцу. Лучшая сушка — под вашей попой. Теоретически, если вы попали в серьезный и длительный дождь, то можно после полного высыхания чуть-чуть смазать Пруфидом. После зимнего перерыва также не помешает смазка, один раз в сезон.
Есть одна аутентичная проблема Бруксов, через несколько тысяч километров они начинают поскрипывать. Что именно скрипит, я не вдавался, но кто-то говорил, что нужно чутка подкрутить болт, регулирующий натяжение кожи. Меня лично этот едва различимый скрип не смущает, и я езжу так.
Помните, что седла для женщин и мужчин разные. Мужские — узкие и длинные, женские наоборот. Я советую вам приобретать самую классическую модель Brooks B17, безо всяких пружин, которые утяжеляют седло и не имеют никакого практического смысла. Модель В17 тоже бывает разная.
Какую модель Brooks выбрать
У меня самый обычный В17 Standart, но есть еще Narrow и Imperial. Narrow — седло для худощавых мужчин, у которых более узкие кости таза. Если вы приличной комплекции, то берите обычное, Стандарт.
Есть седла В17 с шнуровкой, чтобы стянуть кожу, если низ будет тереться о внутреннюю поверхность бедер. Лично я и Мурзик прекрасно справляемся без шнурков, но кому-то они могут пригодиться.
Imperial — седло с прорезью посередине, якобы для меньшей нагрузки на простату. Сложно сказать, нужна ли такая функция. Обычное седло и так вполне комфортно, не заметил, что мне понадобилась бы прорезь. Главное — это правильная посадка, чтобы седло не было наклонено вперед или назад.
С другой стороны, Империал — это в какой-то мере дань маркетингу, которую производитель должен отдать, чтобы привлечь ту аудиторию, которая привыкла к спортивным седлам, имеющим прорезь.
Модель В17 Titanium, с титановыми рамками седла и соответственно немного меньшим весом — для тех, кто озабочен весом компонентов. Лично я не советую, читал уже немало отзывов в интернетах, что титановый Brooks лопается под большим весом ездока. Лучше обычная понятная сталюга.
Какого цвета седло лучше
Есть один нюанс, касающийся цвета седла. К сожалению, черное седло, будучи обильно увлажнено (дождем или потом), может пачкать одежду. По незнанию Мурзик испортила свои новые белые велошорты. Коричневый и медовый цвета таких проблем не создают.
Нужна ли для седла Брукс спортивная одежда с памперсом
Одежда на Брукс подходит любая, в этом огромное преимущество кожаного седла перед спортивным, для которого обязателен памперс в велошортах. Кожа замечательно отводит пот, поэтому можно кататься и в джинсах, и в любой другой повседневной одежде, не теряя в комфорте.
На дальних дистанциях я всё же надеваю велошорты с памперсом, просто для того, чтобы было помягче.
Стоит ли это седло своих денег
Эта вещь стоит своих денег до последнего цента, на мой взгляд. Возможно, это была самая разумная велопокупка за всё время, пока я катаюсь. Никакой альтернативы для долгих покатушек просто нет. Если цена кажется высокой, то это только пока вы не начали на нем ездить.
Одним словом, я советую всем моим читателям не заниматься ерундой, а потратить не такие уж большие деньги на седло Brooks, и забыть проблему боли в заднице.
___________________________________
Друзья, получайте на емейл извещения о выходе новых моих заметок. Без спама. Пройдите сюда.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.