Надеюсь, все мои читатели-велосипедисты согласны с утверждением, что передний тормоз на велосипеде является основным, я писал на этот счет заметку «Тормозить передом или задом».
Сегодня небольшое дополнение по теме эффективного торможения на велосипеде в целом. Я считаю, что активная (и безопасная) езда на двухколесном транспорте начинается с умения правильно тормозить.
Это умение нужно не только любителям велоспорта, но и простым городским катальцам — дорожная ситуация зачастую меняется так быстро, что совершать маневры приходится на уровне инстинктов. Поэтому перечислю некоторые правила активного торможения, которые применяю сам и рекомендую другим велолюбителям.
Направление взгляда
Я заметил, что начинающие велосипедисты, совершая маневр, будь то торможение или объезд препятствия, смотрят прямо перед колесом велосипеда, отслеживая траекторию движения байка — это неправильно.
Торможение и рулежка должны производиться на подсознательном уровне, на основе уже полученных данных, а внимание концентрируется там, где велосипед окажется через несколько мгновений.
Это кажется поначалу сложным, но на деле — не более, чем переключать передачи автомобиля: представьте, много бы увидел водитель на дороге, если бы смотрел на ручку скоростей.
Точечное торможение
Чтобы маневрировать «вслепую», торможение должно быть как можно более коротким, и в этом помогают дисковые тормоза, обладающие избыточной мощностью. Разумеется, велосипедист должен очень хорошо знать свои тормоза, чувствовать грань, за которой произойдет блокировка колеса.
Если маневр предполагает не только замедление, но и изменение направления, то тем более эффективно тормозить резко и быстро. Мне, как гуманитарию, сложно описать это в формулах, но выглядит всё примерно так: при повороте велосипеда запас сцепления с дорогой зависит от скорости, массы ездока и байка, качества резины и рисунка протектора.
Торможение, производимое одновременно с поворотом, сильно растрачивает этот запас сцепления, из-за чего падения чаще всего случаются при резком торможении и изменении траектории — просто сносит переднее колесо. В идеале, процесс сброса скорости нужно завершить до того, как вы вошли в поворот, именно поэтому тормозить надо мощным точечным импульсом, а в повороте, быть может, лишь подкорректировать траекторию задним тормозом.
Развесовка
Огромную важность при торможении имеет баланс загрузки переднего и заднего тормоза. С началом торможения вес перемещается вперед, одновременно разгружая заднее колесо, из-за чего при резких замедлениях задний тормоз теряет эффективность.
В идеальных условиях (сухой асфальт, хорошие покрышки, высокая концентрация внимания) велосипед можно почти мгновенно остановить одним передним тормозом — главное, чувствовать грань, за которой можно сделать «черезруль».
Но в реальной жизни придется «играть» туловищем, чтобы сохранить правильную развесовку, и иметь возможность пользоваться задним тормозом. Чем ниже сцепление с дорогой, тем меньшая масса должна приходиться на переднее колесо, в противном случае его «сорвет», и вы окажетесь на земле.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Как тормозить на скользкой дороге
На скользкой дороге нужно стараться немного разгрузить перед, чтобы загрузить заднее колесо и использовать задний тормоз. В отличие от заноса переднего колеса, задний занос происходит не мгновенно и его можно контролировать.
Вся фишка в том, чтобы сместить центр тяжести чуть назад, при этом не свешиваясь за седло, и не упираясь руками в руль. У меня это получается сделать следующим образом: я немного сгибаю спину (как бы дугой), отклоняюсь назад и упираюсь ногами в педали — получается устойчивая система человек-велосипед, с приличным смещением центра тяжести назад.
Руки при этом полностью расслаблены — только контролируют направление движения и интенсивность торможения — это очень важно: начнете упираться при замедлении руками в руль — развесовка опять уйдет вперед. Фактически, вы должны упираться в велосипед лишь ногами и задницей.
При торможении-съезжании с крутой горки нужно вывешивать зад за седло, нависая над задним колесом, но точно так же стараться не упираться в руль руками.
Почему нет ABS для велосипеда
Как известно, самое эффективное торможение — на грани блокировки колеса, и этот принцип используется в ABS системах на автомобилях и мотоциклах. На велосипедах антиблокировочная система пока что не приживается: всё, что мне удалось видеть на эту тему, работало через одно место, и не только не уменьшало тормозной путь, а наоборот, увеличивало.
Но учитывая, каким широким шагом в велосипедизм идет электронная трансмиссия и управление подвеской, уверен, что рано или поздно мы получим рабочий механизм ABS для велосипеда, это лишь вопрос времени и спроса на подобные «излишества».
Поэтому пока в некоторых случаях приходится имитировать систему антиблокировки, тормозя прерывисто, на грани блокировки. Здесь опять-таки здорово помогают диски, с их мощностью и модуляцией (чувствительностью).
Как тормозить с горы
Вопрос к аудитории — представьте себе очень крутой и затяжной спуск с горы — теоретически, может закипеть тормозная жидкость и раскалиться докрасна ротор. Я в таких случаях торможу точечно, то есть, резко замедляюсь до приемлемой скорости, отпускаю ручки, даю велосипеду снова набрать скорость, снова торможу, и так далее. На мой взгляд, таким образом меньше вероятность перегреть тормоза, нежели, чем в случае, когда притормаживаешь всю дорогу, удерживая скорость в рамках.
Я имел спор на эту тему с одним приятелем, он говорил, что тепло, которое выделяется при замедлении тела определенной массы будет одинаково в обоих случаях, поэтому нет никакой разницы, как тормозить. Даже если учесть то, что роторы успевают немного остыть в интервалах между торможениями, всё равно, общее количество тепла будет тем же, потому что они сильнее нагревались в момент интенсивного точечного замедления, чем если бы тормоз был прижат всё время. Как думаете, кто прав? 🙂
__________________________________________
Вот примерно и всё, что я хотел бы рассказать на тему, как правильно тормозить на велосипеде, а вам желаю мощных дисковых тормозов и умения ими пользоваться! Всем интересных дорог!
Друзья, на моем сайте есть еще и очень много полезной информации про велосипеды и путешествия. Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.