Эта статья — помощь читателям-начинающим велосипедистам, которые стоят перед выбором первого велосипеда и спрашивают себя: а какую марку велосипеда купить: Scott, Merida Trek или еще что-то другое.
Я уже много-много раз писал, что велосипед — не автомобиль, это довольно простая конструкция. Есть несколько производителей, типа Specialized или Cannondale, которые разрабатывают собственные системы амортизации, но это касается лишь дорогих моделей.
В основном, в сегменте бюджетных велосипедов, все модели похожи друг на друга, поэтому, если у вас возник вопрос: какой фирмы горный велосипед лучше, то читайте дальше.
Для начала посмотрите, современный горный велосипед состоит из следующих групп компонентов:
Механика и колеса
Вся механика однозначно изготавливается крупными производителями, не имеющими отношения к самому велобренду. Для горных велосипедов это Shimano и SRAM. Именно их трансмиссия и тормоза будут стоять на покупаемом вами велосипеде.
Какая вам разница, кто именно поставил эти механизмы на свою продукцию: GT, Trek, Scott, Merida? В обоих случаях они будут работать одинаково. Гораздо важнее класс оборудования. Например, у SRAM топовая группа называется Х0, и чем большая цифра рядом с иксом, тем выше класс.
У Shimano вот такая линейка оборудования (от худшего к лучшему): Tourney-Altus-Acera-Alivio-Deore-SLX-XT-XTR. Считается, что Deore — это золотая середина, но это отнюдь не значит, что тот же Tourney совсем низкого качества — полного шлака Шимано не выпускает.
С колесами всё просто — на бюджетном велике они будут начального уровня, но это не страшно. Сейчас почти на все байки, стоимостью хотя бы 400 долларов ставят нормальные колеса с двойными ободами и более-менее приемлемыми втулками.
На таких колесах вполне можно ездить (без излишнего экстрима) много тысяч километров. Не верьте, что более раскрученный вело-бренд раскошелится на лучшие компоненты. Чаще всего — строго наоборот.
Покрышки
Очень редко, когда вело-бренд сам изготавливает резину для своих байков. На ум приходит только Specialized. Бывает, что на шине есть логотип вело-марки, как например у Author (на самом деле резина Panaracer), но это не значит, что они сами эту резину выпустили. Поэтому при выборе велосипеда и этот пункт — не аргумент, чтобы выбрать Trek, а не Schwinn.
Резина — очень важный компонент на велосипеде, но так как речь идет про выбор байка для начинающего, то можно сказать, что в бюджетной нише хорошую резину не ставят вообще. Ни раскрученные бренды, ни менее известные.
Все фирмы стараются сэкономить, и как правило, на недорогих великах будут стоять тяжелые и не слишком защищенные от проколов покрышки. Не нужно слишком заморачиваться на этот счет.
Палки, педали и сидения
Несмотря на то, что иногда эти компоненты несут на себе бренд велосипеда, почти в 100% они закупаются на китайских заводах. Вело-фирма лишь ставит на них свой логотип. Как правило, в бюджетном сегменте эти компоненты будут вполне надежные, но тяжелые. Поэтому нет разницы, что написано на подседеле байка за 12 тысяч рублей — Merida или Сунь-Хунь, это одно и то же.
Амортизаторные вилки
Вилки на бюджетные велосипеды ставят ВСЕГДА из класса имитаторов амортизаторов. Причина — цена на нормальные вилки начинается с 150 usd (для крупных производителей, в розницу они стоят 250-300).
Я надеюсь, вы понимаете, что никто не поставит такую вилку на велосипед, стоимость которого в рознице, в российском магазине — 400 usd. Даже не размышляйте при выборе байка для начинающего об амортизаторе. В процессе катания поймете, нужна ли вам рабочая вилка, или хватает и макета.
Рама
Как вы могли увидеть из предыдущих пунктов, среди обвеса велосипеда нет ничего, что имело бы прямое отношение к бренду выбираемого байка. Если вы надеетесь, что рама — это тот фактор, ради которого имеет смысл отдать предпочтение конкретному велобренду, то вы ошибаетесь. ?
Как я уже писал в статье про велосипедные рамы, большинство брендов просто покупает рамы у крупных азиатских OEM производителей. Даже те немногие фирмы, которые сами выпускают рамы для бюджетного сегмента, не придумывают ничего особого.
Могу лишь отметить опять-таки Specialized — на мой взгляд, даже на бюджетных моделях у них интересные и оригинальные рамы, стоящие на голову выше их конкурентов из каталогов. Впрочем, я уже не раз признавался в фанатизме Спеша, и возможно это туманит мой разум. ?
Если вы не хотите ломать голову и сравнивать комплектации велосипедов, то мои рекомендации конкретных моделей с хорошим соотношением цена/оборудование можно прочитать здесь.
Как бы там ни было, когда вы видите две модели велосипедов под разными брендами, то не задавайтесь вселенским вопросом — какую марку предпочесть. Отнеситесь к этому по-философски (и то, и другое — бюджетный, начальный уровень). Марка — это лишь бренд, логотип, не имеющий никакого отношения к качеству.
Велобренд на сегодняшний день — это маркетинг, дизайн и реклама. Именно поэтому фирмы вкладываются в спонсорство спортивных команд и мероприятий. Именно поэтому расцветка велосипедов последнее время стала напоминать тропических попугаев в период спаривания.
Не стоит думать, что раскрученный велобренд как-то более качественно собирает свои велосипеды — там особо нечего собирать, гораздо важнее предпродажная подготовка магазина. Если в магазине всё настроили и проверили, то нет никакой разницы, что за бренд будет на вашей раме велосипеда в пределах 20 000-30 000 рублей.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Сравните механику
Чисто формально, на каком байке будет трансмиссия более высокого уровня, тот и лучше. Проблема в том, что производитель знает, что именно по этому критерию выбирают себе велосипед люди, что-то краем уха слышавшие про группы Shimano.
Поэтому, они просто ставят задний переключатель классом повыше (именно на него в первую очередь смотрят), а весь остальной навес набирают из компонентов похуже. Этот метод так сильно прижился, что даже в дорогом сегменте сложно встретить велосипед, собранный на одной группе — скорее всего манетки и передний переключатель будут более низкой группы.
Ничего страшного в этом нет, но если речь идет о бюджетном сегменте, то смотрите, чтобы вместе с задним переключателем Shimano Alivio на велосипед не установили компоненты трансмиссии фирмы Сунь-Хунь.
Цены и бренды
При прочих равных, велосипед известного бренда будет необоснованно дороже менее именитого собрата. Здесь идет накрутка за имя. Если вам нужно только катать, а шашечки совсем не важны, то лучше купить совершенно не уважаемый в среде велосипедистов Stels с хорошим обвесом, чем Scott за ту же цену, но с компонентами самого начального уровня.
Разброс цен
Сравнение брендов и цен осложняется тем, что у нас никто не торгует по рекомендованной производителем цене (RRP). В магазинах может быть дикий разброс цен, зависящий от расположения торгового заведения или коэффициента жадности его владельца.
Вы легко можете увидеть в одном магазине малоизвестный бренд по цене Specialized. И наоборот, иногда магазин хочет по-быстрому распродать остаток партии брендовых байков, и цена может оказаться на уровне не слишком известной марки.
Не стоит также обращать внимание на зачеркнутые цены (полная цена без скидки) — часто эти цифры не имеют отношения к реальности. Чтобы сориентироваться, проведите исследование рынка, может быть, даже выпишите подходящие по цене экземпляры.
Прошлогодние модели
Все велобренды раз в год обновляют свои модели. Разница чаще всего не более, чем косметическая, иногда незначительно меняется класс обвеса. В любом случае, почти всегда байк прошлого года не будет хуже свежего.
Тем не менее, люди охотнее покупают новые модели. Поэтому магазинам приходится сбрасывать старые модели по ценам, близким к себестоимости. Это — шанс получить немалую скидку: иногда цена падает до — 30%.
Здесь всё то же: меньше внимания к бренду — больше к деталям. Так как бюджетные велосипеды обычно распродаются хорошо, то в качестве прошлогодних моделей как правило, выступают велики подороже. Их-то и продают по почти бюджетной цене.
Сезонные распродажи
Некоторые люди думают, что лучшее время для покупки велосипеда — это зима, но это неверно. Любой уважающий себя магазин не будет торговать по себестоимости товаром, который и со скидкой будут неохотно покупать.
Поэтому уже в конце октября велосипеды убирают на склад, а торговые площади заполняют сезонным товаром — лыжами и тд. Так что, если хотите купить себе байк подешевле — начинайте присматриваться уже с конца августа.
____________________________________________________
Я очень надеюсь, что эта заметка хоть немного убедит начинающих не зависать на стадии выбора идеального велосипеда на всю жизнь за 15К рублей. Это — ваш первый байк, и если вы увлечетесь этим хобби, то — далеко не последний.
Наверняка, в процессе вы поймете, отвечает ли велик вашим требованиям, правильный ли тип вы приобрели. Скорее всего, сформируется склонность к какому-то бренду. Вот когда вы уже накопите опыт — тогда и выбирайте велосипед по марке.
Есть даже такое мнение от продвинутых велосипедистов, что лучше купить байк той фирмы, которая нравится, пусть и с худшей навеской, чем за ту же цену более хорошо оснащенный Stels.
Я разделяю это мнение, но! Оно касается тех людей, которые знают, чего хотят. Они хотят раму с определенным логотипом, и готовы за неё переплатить. Действительно, навеска всё равно сменится в процессе износа и апгрейдов, а греющие душу буквы на раме останутся.
Если мои читатели еще не на этой стадии велосипедизма, и им главное — катать, то плюйте на бренды и буквы. Покупайте велосипед, а не имя!
К остальным просьба не спрашивать список «брендов» и «небрендов». ? Я думаю, догадываетесь, почему.
Если соберетесь покупать велосипед или велокомпоненты, посмотрите цены в лучшем, на мой взгляд, онлайн веломагазине Chain Reaction Cycles, я там закупаюсь постоянно уже с 2006 года. Не забудьте в списке стран поставить Россию, тогда цена сразу снизится на сумму европейского НДС (20%).
Посылка доходит за 2-4 недели. А если подключите друзей и наберете заказ на 5000 рублей, то доставка бесплатна. Почитайте про мой опыт с этими магазинами. Очень рекомендую.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.