Часто встречаю мнения о том, что люди разучились читать, не интересуются культурой, в интернетах не ходят дальше социальных сетей, и говорится это, разумеется, в негативном смысле. Поколением Твиттера обзывают, дескать, молодежь не в состоянии воспринимать текст длиннее 160 символов.
Я тут подумал, а оно вообще возможно, в наше время — не клиповое мышление? Ну ладно, мы — прошлое поколение, которое взрослело на дефиците информации, ну а как воспитывать современных детей и подростков? Они-то как раз не задаются вопросами, плохо это или хорошо — они в этом живут. Мир меняется: то, что нам кажется деградацией, для них естественно.
Я вот помню, как классе в пятом дорвался до какой-то редкой приключенческой книги, которую мне одолжили с условием возврата на следующий день. Прочитал за одну ночь, чуть не одурел, но смог на следующий день примкнуть к закрытому клубу одноклассников, которые её обсуждали.
Разве такое возможно в наше время? Информации — избыток, она перестала быть ценным продуктом. Наверно, сейчас гораздо более ценным качеством является не изучение и усвоение информации, а умение отделять «зерна от плевел».
Будучи уже много лет активным участником разных форумов, я до сих пор удивляюсь, что большинство людей с информацией работать как раз и не умеет. Им проще всего создать новую тему и задать тысячу раз обсужденный вопрос, чем ввести в поиск несколько ключевых слов. Я раньше думал, что это нормальная человеческая лень, но последнее время начинаю убеждаться, что люди просто боятся потока информации, который на них льется из Гугла.
Одно время я тоже считал, что клиповое мышление — это однозначно плохо. Но теперь мне начинает казаться, что иного пути в мире с таким потоком информации и нет вовсе. Может быть, сейчас и нужны не массивы информации, а только ярлыки — инфографика, твиты по 160 сивмолов и тому подобное.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Может быть, главная задача клиповой подачи — дать нашему вниманию возможность зацепиться за интересующий ярлык, и только потом начинать копать вглубь? Например, я уже писал, что ограничиваю себя в информации — не читаю новостей. И тем не менее, я всё равно в курсе всех последних событий, просто потому что заголовки новостей пролезают в инфополе, стоит сделать хотя бы несколько кликов в интернетах.
Имея некоторый жизненный опыт, уже по заголовкам можно понять, что происходит вокруг. При этом до сознания доходят только важные события, а малозначащие местечковые новости и белый шум, типа «сколько леса украл Навальный» просто отфильтровывается.
Можно ведь и это назвать клиповым мышлением — ведь я не углубляюсь, а просто сканирую лежащую на поверхности информацию. Я ничего плохого в этом не вижу — ну не важны для моей реальности эти подробности.
Одним словом, главный вопрос к читателям — к чему готовить новое поколение? Кто-то говорит, что нужно детей не допускать до компьютеров, кто-то наоборот, хвастается, что ребенок уже в два года разбирается в айпаде лучше, чем он сам.
А что вы скажете на такую мысль: если ограничить ребенку доступ к современным трендам, то это прямой путь сделать его аутсайдером в компании: все играют с какими-то роботами, а он про них даже и не слышал. Хорошо, конечно, если он вместо мультиков про роботов прочитал Робинзона Крузо, но если он не прирожденный лидер, то увлечь этой идеей сверстников вряд ли получится. Придется ему сидеть на лавочке и смотреть, как остальные играют в то, чего он не знает.
Расскажите, как вы воспитываете детей в плане поглощения информации. Что разрешаете, что запрещаете? Считаете ли, что клиповая подача — необходимость в наше тяжелое время?
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.