Не так давно я написал восторженный отзыв о книге «Бог калибра 58» авторства Макса Острогина. То была только первая книга в серии, а сегодня я дочитал заключительную, четвертую, поэтому по свежим следам пишу отзыв.
Без всяких предисловий скажу, что вся серия мне не просто понравилась — она меня захватила. Я очень давно не читал такой качественной фантастики, особенно от малоизвестных современных писателей, по большей части пишущих невразумительную муть.
Если эта тема вам интересна, то лучше прочитать мой отзыв о первой части, иначе будет непонятно, о чем идет речь. Главный герой Дэв, пришедший в полуразрушенную Москву, чтобы найти себе невесту, понял, что вместо этого город затянул его в чужие игры, и вся его полная выживательской рутины жизнь в лесах осталась в прошлом.
Как выяснилось, по сравнению со столичными жителями, Дэв просто герой, у него огромный опыт выживания, терпение, осторожность и чутье на любую опасность. Наставник Гомер еще с младенческого возраста натаскивал всех детей их поселка самыми негуманными способами на истребление нечисти, и Дэв был лучшим.
Он праведник — носит вериги, содержит свои мысли в чистоте, читая по много раз тропари. Его основной принцип: «меньше думаешь — меньше сомневаешься». Гомер выбивал из них всю склонность к размышлениям, потому что тот, кто много думает, долго не живет.
Столичным жителям он не понятен, они живут в оставшихся после прежней жизни подземельях, пользуются сохранившимися благами цивилизации, и уже не мечтают разобраться в том, что же случилось с окружающим миром.
Поэтому когда у местных возникает надобность отправиться вглубь Москвы, на Запад, то об этом просят, разумеется, Дэва. Он понимает, что его жизнь уже настолько изменилась, что о возвращении в леса не может быть и речи, и принимает смертельно опасное предложение.
Ему честно говорят, что на Запад еще никто не пробирался, было сформировано несколько групп, но они или пропали, или погибли страшной смертью. Вся нечисть прёт оттуда, и надо хотя бы понять, что там происходит, потому что еще немного, и люди окажутся запертыми в своих катакомбах.
В помощники к Дэву приставляют несуразного и бестолкового Курка, который всю дорогу рассказывает всякие истории. Как всегда у Макса Острогина, персонаж вышел отличный, яркий и запоминающийся. Очень редко в литературе такого рода идет столько внимания к второстепенным (да и главным) героям.
Курок говорит Дэву, что тот — герой, что его имя — это сокращение от Давид, и рассказывает ему историю про Давида и Голиафа. Дэв поначалу не придает значения этому, но потому ему начинает казаться, что в его пути есть какое-то предназначение, что он — орудие в руках Владыки.
Я уж даже подумал, что автор решил по обыкновению повернуть своего героя к образу «рэмбо», так сильно сменился стиль поведения Дэва. Куда делись расчёт и осторожность, теперь он решал все проблемы с помощью прямой силы.
На самом деле, Дэв испытывал себя. Гомер говорил ему, что у каждого человека есть цель, и даже если он умирает, то его жизнь была принесена в жертву какой-то большой идее. Дальше Дэв начинает всяческими способами проверять эту теорию, ввязываясь в самые опасные приключения.
Нет смысла пересказывать сюжет, все три книги — это поход Дэва во имя спасения этого мира. Просто потрясающе передана психологическая сторона повествования. Я уже говорил о том, что основная ценность книги — это рассуждения главного героя по поводу мира, людей, самого себя. И дальше это только усиливается.
Поход очень сильно укатал Дэва. К середине повествования он уже не тот праведник, который вышел из «Рыбинска» за невестами. Куда подевался тот кураж, уверенность, что он способен разобраться с любой тварью на Земле?
Дорога во многом сломала его, вериги он больше не носит, тропари не читает. Вздрагивает от любой тени, не верит больше ни в себя, ни в своё предназначение. Тело его искалечено, дух подорван.
Он сам с горечью замечает, что еще год назад он не мог представить себя таким. Дэв признает, что сейчас с ним наставник Гомер не пошел бы в поход, несмотря на то, что он был его лучшим учеником.
Дэв даже доходит до того, что начинает пользоваться богомерзким оружием — автоматическими винтовками. Свой дульнозарядный карабин Enfield Musketoon он не смог сохранить — огромный позор для воина и героя.
На мой взгляд, для литературы подобного рода такая глубокая проработка психологии главного героя, его изменений и эволюций — это просто находка. Я на полном серьезе считаю, что серия «Инферно» стоит в том же ряду, что и «Пикник на обочине» Стругацких, а возможно, и выше.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Дэв, несмотря на свое плачевное положение, продолжает пробираться к центру города. По дороге ему встречается мальчик по имени Егор — еще один потрясающе прописанный персонаж. В который раз удивляюсь, насколько Максу Острогину удается создавать таких живых героев.
Даже те персонажи, которые не фигурируют в книге напрямую, например наставник Дэва Гомер, как же здорово они описаны. По одним рассказам и воспоминаниям можно сложить впечатление о человеке.
А каким был Папа… Сделаю небольшой спойлер: Папа — это кот Дэва, которого он всегда носил с собой в клетке, в качестве живого индикатора нечисти. Поначалу просто не понятно, что за папу они упоминают, очень своеобразно.
Подруга Дэва Алиса вернулась в повествование в третьей книге, и зажгла по полной. Без неё вообще сложно представить эту серию — просто чумовое сочетание: испепеляющий сарказм Алисы и угрюмость Дэва.
Да и вообще, кого ни возьми в книгах — пять баллов. Такой проработке персонажей у Макса Острогина нужно поучиться многим более известным писателям.
Интересно меняется и слог. Так как весь текст идет от первого лица, то его стиль меняется в зависимости от мироощущения главного героя. Первая книга написана короткими рублеными фразами, мир Дэва — черно-белый. Есть зло, есть добро, сомнений нет. Он знает, зачем пришел в Москву, как выжить и уйти живым.
Потом постепенно он начинает задумываться, начинает сомневаться, и слог меняется, появляется литературность. Затем, сжав зубы, Дэв идет дальше, и снова текст становится похожим на лозунги.
Эту книгу хорошо не читать, а слушать. В одном месте, про которое все знают, в разделе Аудиокниги, можно взять все части этой серии в очень хорошем исполнении. Видно, что чтецу также сильно понравились эти книги, и он здорово сжился с главным героем, озвучивая его. Рекомендую.
Мир, который в первой книге был совершенно непонятен, постепенно проясняется. Опять-таки, нет никаких прямых объяснений, что произошло, Дэв просто собирает по крупицам информацию.
Стало ясно, что в результате какого-то глобального физического эксперимента произошел прорыв в иное пространство, откуда к нам хлынул поток нечисти. И механизм, запустивший этот прорыв — еще функционирует.
Предназначением Дэва стало уничтожить этот механизм, закрыть брешь между мирами. Тогда то, что осталось от человечества, сможет снова распространиться на захваченные нечистью территории, снова выстроить цивилизацию.
Мир в книге очень здорово проработан, обычно в такой среде хорошо размножаются фанфики (произведения сторонних авторов). Удивительно, что по такой чуши, как «Метро 2033» были написаны тонны фанфиков, как правило, еще более унылых, чем оригинал, а здесь же пока ничего. Наверно это объясняется очень малой известностью серии «Инферно».
Мне иногда говорят, что якобы, у меня какие-то не такие вкусы, видите ли, мне нравится не то, что должно нравится. Ребята — это полная чушь, нет никакого хорошего или не хорошего вкуса. Вкус — это привитый набор привычек, не более того. Оно или интересно лично тебе, или нет.
Плохо, когда вместо своего индикатора «нравится-не нравится» человек пользуется принятыми догмами, это — тот же фетишизм, только внутренний. Форма и соответствие каким-то чужим стандартам становится важнее содержания. Этот подход — тупиковый.
Всегда пользуйтесь для оценки только внутренним чувством, никогда не ищите подтверждения «правильности» своего вкуса.
В завершении, хочу порекомендовать прослушать хотя бы первую часть — «Бог калибра 58». Я совершенно не могу гарантировать, что книга вам понравится, но если тема пост-апока, «Пикника на обочине» вам интересна, то с большой вероятностью понравится и эта замечательная серия. Своеобразный слог, интересный мир, потрясающе живые персонажи и глубокий психологизм — разве это оставит равнодушным любителя фантастики.
Интересная деталь — я попытался найти хоть какую-то информацию, кто же такой Макс Острогин — ничего! Это очень странно для начинающего писателя, обычно они пиарятся как только могут. Это наводит на размышление, что под таким псевдонимом выступил какой-то именитый писатель, тем более, что сразу чувствуется, что книгу писал не новичок. Но это только версия, и я на ней не настаиваю. 🙂
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.