Дочитал я все книги Макса Острогина, которые вышли на данный момент. Могу сказать, что определенно, этот автор — литературное открытие года для меня.
Сегодня я расскажу о его книге «Здравствуй, брат, умри». Ушлые издатели выпустили её дополнительной частью к серии Инферно, о которой я писал ранее, но на самом деле повесть не имеет никакого отношения к приключениям Дэва, равно как и мир описывается совершенно другой.
Стиль — опять-таки пост-апокалипсис, только на этот раз не такой чернушный, как в Инферно, а наоборот, весьма рафинированный. Вирус скоротечного рака полностью выкосил всё население Земли за один год, также погибли орбитальные станции и колонии на других планетах Солнечной системы.
Одна только колония на Меркурии уцелела, потому что вовремя ввела карантин. Долгое время меркуринацы ничего не знали о том, что происходит на Земле. Со временем был послан разведывательный катер, который пропал без вести.
Жизнь на Меркурии совсем не сахар. Люди закопались глубоко под землю, но на планете совершенно нет источников воды и пищи. Без внешнего снабжения колония долго не протянет, поэтому поселенцы решили снарядить экспедицию на Землю.
Это оказалось спасением, ведь на Земле колоссальные запасы всего, чего только пожелаешь, начиная от воды и заканчивая сложной электроникой. Сами люди, родившиеся на Меркурии уже не смогут полностью адаптироваться к земной гравитации, воздуху и атмосфере, поэтому речи о том, чтобы вернуться, не стоит.
В рейды ходят только молодые, тренированные люди, они облачены в экзоскелеты, и теоретически могли бы после некоторого периода адаптации приспособиться к земным условиям.
Меркурианцы устраивают экспедиции раз в пять-семь лет, они увозят с собой огромные количества запасов мяса, техники, книг и прочего, что позволит им при строжайшей экономии продержаться до следующего рейда.
Одна из линий повествования идет от молодого меркурианца Алекса, который в первый раз идет в рейд. Для него это самое чудесное мероприятие в жизни — до этого он ничего не видел, кроме узких коридоров подземелий, в которых располагалась их база.
Вторая линия идет от землянина Алекса. Оказывается, на планете остался последний человек, который ведет свой род от командира меркурианского разведывательного катера, который не смог улететь обратно на базу.
Мир, в котором живет землянин Алекс, полностью одичал — из-за того, что людей кроме него больше нет, расплодились в огромных количествах звери, разросся лес, захватывая города, уничтожая дороги.
Учитель Алекса погиб незадолго до того, как начинается книга, и теперь ему, по сути еще мальчику, придется выживать одному. Но он знает, как это делается — он отлично подготовлен и экипирован.
В книге прослеживается некие аналогии с серией Инферно: в обеих книгах у главных героев погибают наставники, и с этого начинаются их приключения.
Также очень похожи типажи: Алекс, также как и Дэв, абсолютно уверен в себе, для него нет других оттенков, кроме черного и белого.
Как и Дев, он фанатик, только если тот бы праведником, уверенным, что его предназначение истреблять нечисть, то Алекс имеет железобетонное убеждение, что лишь Человек — хозяин этой планеты, и его цель — пронести искру цивилизации сквозь время.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Персонаж вышел несколько вторичным, и быть может поэтому он не стал для меня таким близким, как Дэв. На мой взгляд, Макс Острогин держал эту повесть у себя в «столе», как первое произведение, и книга ушла в печать из-за того, что серия Инферно получила какую-то коммерческую отдачу.
Инферно мне показалась гораздо более наполненной мыслями, также стиль повествования там значительно более выверенный. Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, в Инферно всё очень логично, особенно развязка, хотя любители экшона ожидали иного.
Впрочем, вернемся к «Здравствуй, брат, умри». Алекс верит и ждет, что когда-нибудь с Меркурия прилетят люди, истребят зверей, заново отстроят города, и жизнь станет прежней.
Особенно его раздражают некие расплодившиеся «дикие», с которыми у него война. Согласно описаниям Алекса, «дикие» — это какая-то порода полуразумных обезьян, мстящих ему за то, что он убил немало их сородичей.
Итак, меркурианцы в очередной раз прилетели на Землю на грузовом корабле по делам снабжения. Они ищут любые запасы провизии, которые сохранились за эти пару веков, которые планета пустует.
Также они ведут заготовки мяса, забивая трюмы корабля тысячами животных, на которых охотятся. Алекс с Меркурия входит в одну из поисковых команд. Очень интересно описано, что чувствует человек, выросший в подземельях и впервые оказавшийся на открытом пространстве.
Две линии повествования в начале не пересекаются. Земной Алекс занят своими проблемами — «дикие» убили его волка (собаки вымерли, поэтому в их роду приручали волков). А без волка сложно выживать, потому что тот чувствует опасность. Это еще одна параллель с Инферно — там у Дэва был кот Папа.
У меркурианцев свои проблемы — им трудно адаптироваться к Земле в физическом плане. Морально тоже не просто — они чувствуют себя оторванными от дома, психика на грани срыва. Они знают, что планета пуста, но повсюду им мерещатся следы пребывания кого-то кроме них.
Алекс с Меркурия надеется, что на Земле еще остались люди, быть может, они укрылись в каких-то подземельях, как они на своей базе. Он мечтает, что они встретят землян, и ему постоянно кажется, что они не одни.
Повествование идет неспешно до середины книги. Фирменный острогинский стиль присутствует в полной мере: читатель бросается в омут неизвестности — как и в Инферно, первые глав десять придется разгребать, что к чему. Мне такой прием очень понравился, он позволяет достичь максимального погружения в атмосферу.
Во второй половине повести начинаются сюжетные линии, которые нельзя знать заранее, если не хочешь испортить себе впечатление. Особенно это касается развязки — просто потрясающий финал, переворачивающий всё с ног на голову. Совет — если решите прочитать, то не зацепите где-нибудь, что будет в конце — не читайте ничего в интернете про эту книгу — полно спойлеров.
Мне это произведение очень сильно понравилось, до такой степени, что я поставил Макса Острогина в тот же ряд, где у меня стоят такие «монстры», как Стругацикие, Лукьяненко, Ван-Вогт, Хайнлайн, Олдисс и другие писатели в жанре НФ.
«Здравствуй, брат, умри» — прекрасный представитель старой школы фантастики, сейчас почти не пишут в этом жанре. Если бы я не знал, что это современная вещь, я бы точно сказал, что она из классики.
Наверно, молодежи не слишком понравится эта книга, здесь сюжет не несется галопом, а герои отнюдь не похожи на Рембо. Возможно, любителям изысканной фантастики также не придется по вкусу повесть из-за некой неглубокости.
Лично я получил огромное удовольствие от прочтения, и рекомендую моим читателям хотя бы попробовать. Скачайте аудиокнигу в исполнении BlackTraktorist — чтец великолепен.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.