О фильме OldBoy

На повестке дня мощнейший экземпляр азиатского кинематографа под названием Олдбой. За последние годы, пожалуй, это самый сильный фильм, что я видел, даже трудно что-то поставить в один ряд. Не американское кино, однако. Это я говорю не к тому, что в Голливуде не снимают сильных фильмов, просто там свои правила игры.

Вряд ли можно ожидать появления в Штатах картин такого плана. Фильм этот совсем не новый, уже многие посмотрели, но уверен, что найдутся и пропустившие его мимо своего сознания. Советую тут же внести в список.

Итак, фильм начинается с веселого эпизода в полиции, куда главного героя забрали за пьяный дебош. Он там ведет себя так, что в момент, когда его оттуда забирает друг, вспоминается фраза из ДМБ: «молодой человек, вами уже весь призывной пункт провонял». Но так, или иначе, гражданин по фамилии Дей Су, освобожден из-под стражи, и должен ехать на день рождения своей маленькой дочери, по поводу которого он так и нажрался. Но совершенно неожиданно, гражданина похищают, и следующий кадр уже приходиться на события спустя два месяца, когда Дей Су находится в тюремной камере.

Интересный момент, как оказалось, в городе имеется подпольная, нелегальная тюрьма, куда можно поместить за определенную плату любого гражданина, предварительно его похитив. Не знаю, нормальная ли это практика для Кореи, или это выдумка авторов, но сама мысль — интересна. И бедняга Дей Су, уже два месяца находится в этой тюрьме, в полной изоляции. Он помещен в камеру без окон, неплохо обставленную, с туалетом и душевой кабиной, а главное — с телевизором. Казалось бы — нормальные условия для жизни, но самое страшное то, что с Дей Су никто не общается, никто не сообщил, за что его сюда закрыли, и тем более, на какой срок.

Он видит, что ему приносят еду, слышит за дверью шаги надзирателя, но никого не видит, на все призывы и мольбы отвечает только тишина. Как будто Дей Су живет в каком-то своем, потустороннем мире, и окружающие его просто не замечают. Это действительно страшно, полнейшая неопределенность. Если первое время в нем еще живет надежда, что скоро всё разрешится, окажется, что это недоразумение, и его, извинившись, выпустят, то с течением времени он начинает осознавать, что это никакое не недоразумение, а чья-то вполне конкретная воля, или даже месть..

Главный герой задает себе вопрос: «если бы они сказали, что я проведу здесь 15 лет, стало бы мне легче». Да, Дей Су провел в заточении целых 15 лет. Единственным окном в окружающий мир был телевизор, по которому он узнал, что через год после его похищения его жена убита, и в убийстве подозревается никто иной, как он сам. После этого Дей Су понимает, что кому-то в прошлом он очень сильно насолил. И начинает вспоминать, кому за всю свою жизнь мог причинить вред или нанести обиду. Он скрупулёзно заносит в тетрадь, шаг за шагом, всех людей, с кем общался, кого мог так или иначе обидеть. Список насчитывает сотни имен. Затем это всё сменяется стадией отчаяния, когда Дей Су начинает биться головой о стену, после этого полное отрешение и безразличие.

Иногда у него обостряется состояние озлобления, он в деталях представляет себе, что сделает с тем человеком, который засадил его сюда. Дей Су тренируется, старается поддерживать себя в форме. После этого опять безразличие и попытка написать извинения возможному обиженному…. Всё это показано настолько кошмарно и сюрреалистично, что просто жуть берет. Несмотря на то, что нахождение в тюрьме продолжается совсем не много в хронологии фильма, все 15 лет заточения зрителем ощущаются в полной мере. Самое страшное, что мы вместе с главным героем отчетливо понимаем, что человек он, в общем-то, безобидный, и за свою жизнь не сделал ничего такого, чтобы могло повлечь за собой такое жестокое наказание. Дей Су был по жизни веселым, легким человеком, его можно упрекнуть лишь в поверхностности.

Но рано или поздно, всё кончается. Закончилось и заточение главного героя. Он очнулся на крыше высотного здания. Отсюда начинается его новая жизнь. Жизнь совершенно другого человека, которого только зовут так же, как и главного героя. Потому что нельзя провести 15 лет в полном одиночестве, в неведении своей вины и остаться прежним человеком. По сути, Дей Су больше не существует, жена убита, дочь вывезена в Европу, никто из друзей его даже не узнает. Зачем жить дальше? Только один смысл: узнать — ЗА ЧТО?! И — КТО?!

Сразу после этого, создается впечатление, что Дей Су становится на очень тонкую грань, которая может привести его только к одному финалу. Отсюда мы можем наблюдать ту череду последовательных событий и совпадений, по которой ему придется пройти, чтобы узнать всё, до конца.

Просто здорово передан актером образ главного героя, отрешенный, отчаянный, но не потерявший надежду. Очень тонко сыгран переход, от состояния злости и жажды мести до осознания, что Дей Су больше всего на свете боится узнать, в чем его вина. Тут также надо отдать должное сценаристу, за весьма нетрадиционный ход. Вместо того, чтобы по-голливудски протянуть развязку до самого конца фильма, и выставить виновника — ближайшего друга главного героя, он идет другим путем. Виновник злоключений Дей Су объявляется уже в первой трети фильма, и им оказывается совершенно незнакомый человек. Это миллионер Ву Джин, он сам сделал всё возможное, чтобы Дей Су нашел его. Великолепный эпизод, и прямо-таки вторая завязка фильма.

Как оказалось, главный герой когда-то нанес этому человеку ужасный, непоправимый вред. И теперь, тот видит смысл своей жизни только в изощренном мучении Дей Су. Он жил эти 15 лет только тем, что видел на видеокамере, как сходил с ума в тюрьме его обидчик. И только предвкушение дальнейших мучений главного героя удерживает его от самоубийства. Да, Дей Су может убить его прямо тут, на месте, но тогда он никогда не узнает, что за вина его перед Ву Джином, не узнает, что мог сделать человеку, которого видит первый раз в жизни. И что вообще можно было сделать, каким должно быть преступление, чтобы заслужить такое наказание? Насколько адекватна вина главного героя по отношению к столь жестокому мщению?

Ву Джин ставит ему своеобразные условия: если Дей Су сам сможет узнать, в чем причина, то он убьет себя сам. А если нет, то тогда он убьет девушку, с которой главный герой познакомился недавно, но уже успел полюбить. Он будет убивать всех любимых женщин Дей Су, как когда-то убил его жену. И дает срок — пять дней. То есть — до какой-то определенной даты, которая играет очень важную роль в жизни Ву Джина.

Как проходит Дей Су путь до своего прозрения, рассказывать не имеет смысла — это надо видеть. Великолепный саспенс, мы вместе с главным героем, чем дальше он заходит, всё отчетливее осознаем, что его психика хранит какие-то тайны, деяния, которые он забыл. Незначительные деяния, если брать их в контексте его жизни, но возможно, совершившие роковой переворот в жизни других людей. Ведь кто знает, может быть сегодня, не подождав кого-то в лифте, мы тем самым, запускаем цепочку совпадений для этого человека, которые приведут его к трагическому финалу. Начинают мелькать всяческие догадки, вплоть до того, что Дей Су — вроде Тайлера Дердена в Fight Club, и это он сам себя запер в тюрьму. И до самого конца фильма, всё эти версии имеют право на жизнь.

Отдельно хочу отметить саму постановку фильма. Новомодных технических наворотов практически не использовалось, по крайней мере, я их не заметил. Но интересна именно операторская работа, безупречная и очень тонкая. Есть и крупные планы, и рваная манера съемки, но всё в меру. Можно сказать, что это один из редких примеров, когда работа оператора не видна, но эффект погружения такой, что в особо напряженные моменты ты находишься там, за экраном.

Я слышал, что OldBoy кто-то сравнивал с тарантиновским Kill Bill. Но это просто несерьезно, последний фильм — это откровенный гротеск, а корейская картина — реалистичное, жизненное кино, заключенное в рамки гротеска. Поэтому нужно отметить, сама жизнь и реалии OldBoy другие, нам трудно понять их.

Режиссера упрекают за излишек жестокости в фильме, за то, что он смакует сцены насилия. Не могу с этим согласиться. На самом деле, жестокости и насилия показано ровно столько, сколько его должно было быть, происходи это в действительности. В этом и есть большое различие с Kill Bill, в котором кровь льется реками. Но, как и положено в гротеске, там кровь и насилие бутафорские, поэтому не вызывают ни страха, ни отвращения.

В OldBoy же наоборот, сцены насилия не столь часты, но каждая из них заставляет содрогаться. Потому что они реальные. Никакого смакования там нет. Герой дошел до последней грани, после чего не может воспринимать этот мир с точки зрения общепринятых ценностей. Его цель — лишь узнать то, что ему нужно. Ради этого от не пожалеет ни своей, ни чужой жизни. Дело тут не в моральной оправданности этой цели, а именно в отрешенности Дей Су. Он живет в своем мире, единственное связующее звено с миром этим — та девушка, с которой он недавно познакомился. Мне кажется, что не будь её, он был бы полнейшим отморозком, лишь она заставляет его проявлять какие-то чувства.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


Вот что действительно показано в фильме карикатурно, так это драки. Но это не бои из Kill Bill (что-то я уже начал сравнивать, может и вправду есть что). Здесь тоже чистейший гротеск, апогей его — драка в тюрьме, при помощи молотка. Но эта карикатура ни на секунду не вызывает снисходительную улыбку, в первый просмотр не покидает какое-то странное напряжение, несмотря на явную нереальность происходящего.

Сцены драк создают своеобразную атмосферу, наверно такую, как в японской манге — вроде нарисовано, как в комиксах, должно быть смешно и прикольно, а вот не фига прикольно, и уж тем более не смешно.

Дальше — не читать
Вот с этого абзаца хочу попрощаться с еще не смотревшими фильм читателями, так как дальше я вскользь пройдусь по ключевым точкам сюжета. Поверьте мне, вы приобретете гораздо больше, если вернетесь к этой заметке уже после просмотра, скорее всего вам будет интересно мое мнение. Финал здесь, в общем-то — предсказуемый, но как он выведен! Ни в коем случае нельзя знать точно, что там произойдет. Повторяю, это один из самых стоящих фильмов за последние несколько лет, который обязательно нужно посмотреть незамутненным.

Один из самых главных вопросов, которые задают себе и другим люди, которым OldBoy не понравился, это — почему Ву Джин назначил такое неадекватное наказание Дей Су за в принципе незначительный проступок? То есть, если судить здраво, то наполнение фильма — фиговое, оно чисто притянуто за уши. Ведь ясно, что Ву Джин — просто ненормальный маньяк с неограниченными денежными средствами, нет никакой философской или моральной составляющей.

Но на мой взгляд, это не так. Во-первых, не стоит воспринимать любое художественное произведение, как пересказ реально произошедшей истории. Всегда надо учитывать, что там найдется место (и не маленькое) для аллегории и метафоры. Во-вторых, восприятие азиатского человека и европейца может быть настолько разным, что адекватно оценить происходящее на экране невозможно. Остается лишь только ловить настроения, в надежде понять. Сама традиция мести укоренилась там уже на протяжении веков.

Поэтому, не могу сказать, что Ву Джин — просто сумасшедший. Нет, здесь не только это. Здесь попытка донести до зрителя мысль о том, что собственные поступки, кажущиеся нам незначительными, для другого человека могут стать жизненно важными. Достаточно ли этого смысла для оправдания всей внешней стороны фильма? Думаю, вполне. На мой взгляд, авторами ставилась задача показать кино с сюрреалистичным сюжетом, но с жизненным, натуральным исполнением. Что-то вроде притчи. Удалось на все сто.

Виновен ли Дей Су в том, что случилось с Ву Джином и его сестрой? На взгляд практичного человека, тот сам виноват в своих злоключениях, а месть главному герою — это попытка снять с себя ответственность и оправдаться в собственных глазах. Но чего стоит взгляд практичного человека, если сам Ву Джин считает, что Дей Су виновен. И только поняв это, можно продолжать дальше смотреть фильм, не загружая свой мозг вопросами, справедливо ли наказание, насколько реален сюжет. В контексте психики Ву Джина всё реально и справедливо. И он доведет свое дело до конца. Режиссер с самого начала не прячет, что Дей Су — ведомый по его плану. Это игра, которую Ву Джин придумал для себя. Возможно, в самом начале им действительно двигало какое-то чувство мести, но теперь всё это превратилось в смысл жизни. Не станет Дей Су, загадки, игры — не станет и самого Ву Джина. Всё уже давно предрешено, и зритель чувствует фатальность фильма практически с первого кадра.

Если оценивать с точки зрения Ву Джина — добился ли он своего, отомстил главному герою? Сполна. По его мнению, он поставил его в те же рамки, в которых был сам. Ему мало было разрушить жизнь Дей Су, отнять 15 лет его жизни, убить жену, и по сути, превратить его в совершенно другого человека. Поистине, не знает границ человеческая фантазия, когда это касается страданий ближнего.

Финал фильма каждый воспринимает по-своему. Для кого-то это совершенно неожиданный поворот, для других вполне предсказуемый, но пожалуй, равнодушным не остался никто. Как ни странно, но уже после выяснения последней детали сюжета — кто есть кто, следует невероятная по накалу эмоциональная сцена «падения» Дей Су. Её многие считают наигранной и неестественной. На мой взгляд, было бы наигранно, если бы главный герой не сделал того, что мы увидели. Возможно, именно такой реакции добивался в конце Ву Джин. Он её и получил.

Единственное, что мне показалось притянутым — это использование гипноза для связывания сюжета и обоснования некоторых ключевых моментов. И если для того, чтобы главный герой забыл, кто такой Ву Джин, это еще как-то оправдано, то насчет искусственно привитой любви — без комментариев. Гипноз здесь привлечен лишь с той целью, чтобы по быстрому склеить несовместимые части сюжета, вместо того, чтобы закрутить все по настоящему. Это моя единственная претензия к фильму, но и то, если сильно не вдаваться, то особо в глаза это не бросается.

Самое интересное, что OldBoy снят вполне удобоваримым для европейского зрителя. Во-первых, хорошая визуальная подача, высокий технический уровень. Во-вторых, наш зритель, уставший от голливудской жвачки, жаждет видеть неординарные по сути и выражению идеи, то есть, чем меньше понятно, тем лучше. Неудивительно, что картина получила высокую оценку на Каннском кинофестивале.

Трудно оценивать игру актеров, если они другой расы и другой культуры. Нельзя проводить параллель с нашими, или голливудскими актерами. К тому же, зачастую, актеры кино начинают свою карьеру на театральных подмостках, а азиатский театр — это совсем не тот, что европейский. Там в ходу и гротеск, и утрированное изображение чувств, и аллегория в сценах. Поэтому, там, где нам кажется, что актер изображает истерику или полное отсутствие чувств, может быть тонкая игра, особенностей которой мы просто не знаем.

Но в любом случае, актер, играющий Дей Су, великолепен. Внутренний мир своего героя он раскрывает просто идеально. Мне очень понравилось, что в фильм были включены закадровые комментарии главного героя. Это всегда добавляет правильному фильму психоделичности, ощущения отождествления с действующим лицом. Отлично показан переход от беззаботного Дей Су, в полицейском участке, в начале фильма к тому человеку, который, пережив навсегда изменившие его события, хочет докопаться до сущности самого себя. Все страдания переданы именно так, как надо — без попыток выдавить слезу. Поэтому — без колебаний, пятерка за главную роль. Остальные актеры играли хорошо. Но в первую очередь, они должны были лишь создавать фон для раскрытия главной идеи фильма. Основная задача всё равно ложилась на Дей Су.

Остается подвести черту. Фильм очень хороший, и можно сказать, подходит для многих слоёв зрителей. Даже те, кто не любит насилия на экране, будут зачарованы развивающимся сюжетом, его сюрреалистичностью. В любом случае, после просмотра некоторое время останется странное ощущение беспокойства, уверен, что первый день-два желание пересмотреть фильм не возникнет. Возможно, не возникнет его и потом.

Не знаю, можно ли называть такие фильмы шедевром, но факт — фильм не лезет ни в какие рамки, трудно найти что-то похожее, чтобы сравнить, оценить извне. Поэтому, назову его просто очень неоднозначным, сильным фильмом, и большой находкой для нашего зрителя. Очень хорошо, что он добрался до европейского кинематографа. Если еще не посмотрели — рекомендую. Впрочем, пересмотреть никогда не помешает.


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах