Не так давно моя уважаемая читательница приобрела туристическое седло Brooks, и начав на нем кататься, не ощутила тех благ, о которых рассказывают фанаты этой марки (в том числе и ваш покорный слуга).
Поэтому я решил написать некий разъяснительный пост для начинающих велосипедистов, начитавшихся восторженных отзывов и поверивших в чудодействие Брукса. Поговорим вообще о боли в пятой точке при езде на велике.
Друзья, к сожалению, этот вопрос невозможно решить простой покупкой хорошего кожаного седла. Чудес не бывает, увы. Для того, чтобы предъявлять требования к седлам, вы должны подготовить своё седалище.
Даже я, выезжая по весне на Бруксе, испытываю первые 150-200 километров некоторый дискомфорт, вызванный полным отвыканием пятой точки от сидения на велосипеде. Я даже не обращаю на это внимания, потому что точно знаю, что после двух-трех выездов боль уйдет.
Причем замечу, что дело здесь совершенно не в седле, а лишь в моем заде. Пока не намнутся седалищные бугры, дискомфорт никуда не денется. Начинающие читатели спросят, почему же у меня всё нормализуется буквально за три покатушки, а у них попа может болеть всё лето.
Наверняка играет роль то, что мой зад уже привычный к велосипедному седлу, и эти несколько выездов нужны ему, чтобы «вспомнить всё». Но гораздо важнее другое. У меня, в отличие от начинающих, гораздо большие пробеги, даже в первых раскаточных покатушках.
По моим наблюдениям, можно хоть всю жизнь кататься по 20 км в день, и всё равно, при превышении этой дистанции у вас будет сильно болеть зад. Тогда как у велосипедистов, катающих по 100 км и более, попа быстро адаптируется, и уже буквально через неделю они не чувствуют никакого дискомфорта.
Поэтому, друзья, если вы как раз находитесь еще на стадии малых пробегов, не спешите менять свое седло. Да, купив Brooks, вам станет легче из-за его специфики — кожаное покрытие продавится под ваши седалищные кости. Но! Это произойдет не ранее, чем через 250-500 км.
Поэтому катать придется в любом случае. Постарайтесь увеличивать свои пробеги, если вы сейчас проезжаете без проблем 30 км, то снизьте темп и проедьте 40-50. И так хотя бы пару раз в неделю. Сами удивитесь, как перестанет болеть попа.
Я считаю, что в случае пробегов до 50 км говорить о каком-то специфическом седле не имеет смысла. Любой активный и раскатавшийся велосипедист проедет это расстояние даже на самом жутком седле и не заметит. Стремитесь к тому же, только с большими пробегами зад получает адаптацию.
Давайте рассмотрим, почему пятая точка может продолжать болеть, несмотря на увеличение пробегов.
Натирает памперс в велошортах
Даже если вы купили Brooks, как моя читательница, не надейтесь, что обойдетесь без велоодежды. Да, на кожаном седле можно катать в гражданской одежде с большим комфортом, но с одним «но». Ваша попа должна быть к этому времени быть уже адаптирована.
Если этого еще нет, то ощущения от Брукса без памперса вам очень не понравятся. Он жесткий, как деревяшка, и пока прикатается к вашим буграм, доставит немало дискомфорта. Так что хотя бы одни велошорты должны быть в вашем гардеробе.
Так вот, памперс в велошортах может быть плохим. Особенно этим грешит безвестная китайская велоодежда, продающаяся за очень небольшие деньги на Ебее.
Если футболки от таких производителей вполне можно покупать, то шорты — чистая лотерея. Я выбросил не один экземпляр, потому что памперс в них был просто некатабельный — натирал чуть ли не до крови всего за 30 км.
С некоторого момента я перешел на одежду фирмы dhb, и полностью удовлетворен качеством и ценой. Уже подсадил на этот бренд не одного знакомого. 🙂 Если будете покупать в реальных магазинах, не слушайте продавцов, настойчиво пытающихся продать какой-то неизвестный «бренд».
У меня такое чувство, что эти магазины стали скупать китайскую велоформу с Ебея, о которой я писал выше, и толкать её втридорога. Это — лотерея, и никто вам не вернет деньги, если памперс окажется плохим. И как «бонус», у вас останется стойкое недоверие к велоформе вообще. Так что — думайте.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Обратите внимание, что толстый памперс — это совсем не хорошо, а наоборот. На коротких дистанциях он работает на вас, но на больших — против. Несмотря на то, что памперс призван отводить пот, через некоторое время пота накопится так много, что он начнет намокать. Мокрый памперс — натирающий памперс.
Обратите внимание на то, как он пришит к шортам. Грубые, выступающие швы с не заправленными нитками обязательно будут натирать.
Статическое положение в течении долгого времени
Как ни крути, но 50 км на велосипеде — это не меньше двух с половиной часов для начинающего. И всё это время приходится сидеть в одном положении. Поэтому посадка в этом деле очень важна. Вы просто обязаны экспериментировать, хотя бы в пределах 15% от тех значений, которые я давал в статье про то, как отрегулировать седло на велосипеде.
Все люди индивидуальны, и часто бывает так, что опустив седло буквально на сантиметр, вы поймаете свое положение. Особенно это касается велосипедов с около вертикальной посадкой — гибридов, турингов, ситибайков и тд.
В этих велосипедах нагрузка в большей степени приходится на зад, а не на руки. Поэтому сидя хотя бы пару часов в таком положении, неудивительно, что у вас болит попа. Выход — двигаться. Периодически привставайте, смещайтесь взад-вперед, делайте несколько оборотов педалей стоя.
Очень полезным будет поставить на велосипед рога. Только ставьте их правильно — почти параллельно земле. Они нужны для того, чтобы растянуться над рамой, увеличить её длину.
Например у меня хорошо работает такая схема на гибриде. В центр руля я поставил рога (такой хват помимо «растяжки» улучшает аэродинамику), а вместо обычных грипс одел эргономичные, с большими площадками для ладоней. Очень удобно.
Пот, влага, дождь = натирание
Начиная с дистанций, скажем, 100 км, вышеупомянутые факторы обязательно начнут приводить к натиранию, какой бы хороший памперс не был в ваших шортах. Кожаное седло значительно снижает их негативное влияние, так как кожа имеет свойство отводить влагу.
К сожалению, не все ездят на кожаных седлах, и не все имеют достаточную адаптацию, чтобы даже на Бруксе без дискомфорта ездить сотни километров за раз. К счастью, и здесь есть возможность получить облегчение.
На благо велосипедистов, существуют кремы для задницы, которыми активно пользуются многие из нас. До того, как пересесть на Brooks, я целый сезон проездил вот с это штукой — Assos Chamois Creme.
Впечатления — пять баллов. Я жалел лишь, что не пользовался кремами раньше, из-за каких-то глупых предрассудков. Слышал, что некоторые рекомендуют детский крем, но, на мой взгляд, это полумера.
Мне хватило одной баночки 140 грамм, стоящей около 500 рублей на весь летний сезон. В отличии от детского крема, Assos имеет охлаждающее свойство ментола, а также содержит антибактериальные вещества.
Крем просто здорово снимает раздражение и смягчает покрасневшие участки кожи. Его можно даже наносить на памперс (после стирки), это дает дополнительную антибактериальную защиту.
Несмотря на то, что я теперь езжу на Бруксе, я заказал себе баночку в этом сезоне, на всякий случай. Жарким летом такой крем совершенно не помешает в любой покатушке, длящейся более двух-трех часов. Однозначно рекомендую читателям, отбросьте предрассудки.
_____________________________________________________
Наверно, такие тонкости могут немного напугать начинающих велосипедистов, но на самом деле не всё так страшно — главное стараться увеличивать пробеги. Когда вы сможете свободно проезжать 100 км, то на меньших дистанциях вас вообще не будет беспокоить дискомфорт от пятой точки.
Со временем вы поймете, на каких расстояниях вам уже есть смысл задумываться о кожаных седлах, кремах и тд. Делайте всё постепенно. Начали ездить больше 30 км — покупайте велоформу. Почувствовали, что пробеги пересекают сто км, копите на хорошее седло. И тогда всё будет хорошо!
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.