Надеюсь, читатели сайта vkotovski.ru успели ознакомиться с моим отчетом о велопоходе Рим-Пиза. Соответственно, у некоторых людей возник вполне законный вопрос: а зачем оно нужно, если можно сесть на машину и проехать дистанцию с гораздо большим комфортом. Этот вопрос, впрочем, я получаю с завидной регулярностью, стоит только разговору зайти на тему велотуризма.
Попробую собрать в одной заметке все причины, побуждающие меня заниматься этим странным увлечением. Сейчас, анализируя желания, я прихожу к выводу, что моя страсть к дороге — это не приобретенный вирус, а врожденное заболевание психики. С самого раннего детства мне хотелось куда-то ехать, предвкушение дороги всегда приносило самые положительные эмоции. Вспоминаю, когда мне было лет десять, я чуть не совершил свой первый «велопоход», из деревни, где я гостил у бабушки, домой в город. К счастью, взрослые заметили и перехватили, когда я отъехал несколько километров. Удивлялись, когда рассматривали экипировку: запас продуктов на несколько дней, карту и инструмент.
Во взрослой жизни места велосипеду как-то не находилось, но страсть к дороге никуда не делась, что вылилось в многолетнее «турне» по заграницам, где я успел и пожить, и поработать. Перемещения при помощи автомобилей или общественного транспорта радовали, но постоянно оставалось ощущение, что чего-то не хватает. Как будто ты играешь в компьютерную игру: очень интересно, но не по настоящему.
Но однажды я открыл для себя велосипед заново. И заново же открыл для себя мир. Попытаюсь охватить основные моменты, почему я теперь путешествую на велосипеде. Список не отсортирован по важности, так как в разные периоды жизни значимость того или иного пункта может варьироваться.
Близость к природе
Я иногда слышу такое мнение о своих велопоходах: «ты же ничего не видел, крутил педали целыми днями, вся жизнь прошла мимо». Стараюсь не спорить с таким мнением, потому что еще лет десять назад сам говорил подобное. Хотел бы лишь прояснить: на мой взгляд, именно в движении на велосипеде и есть жизнь.
Представьте себе узкую деревенскую дорогу, затерянную в бескрайних полях Прованса. Вы не спеша крутите педали велосипеда, никуда не торопитесь, и перед вами только горизонт. Абсолютная тишина и покой. Вдруг где-то впереди стал слышен едва различимый звон колокольчиков, что же это такое? Приблизившись, вы с удивлением видите стадо бегающих овечек, сотни их колокольчиков создают чудную мелодию, которая запоминается навсегда.
Острый запах лаванды проникает в ваши ноздри еще раньше, чем вы увидели неземное зрелище: фиолетовое поле, уходящее за горизонт. Не веря своим глазам, вы слезаете с велосипеда и достаете фотокамеру. Еще переваривая ощущения, вы садитесь в седло, и буквально через десять километров замечаете пасущихся белых лошадей, которые заинтересовавшись, подходят к изгороди.
Это не какая-то фантазия, это абсолютно реальный день велотуриста. Разве может быть это скучным? Разве можно почувствовать все запахи, услышать все звуки, рассмотреть все интересности из кабины автомобиля? Весь день велотуриста проходит на острие жизни, потому что он не наблюдатель, а часть этого мира.
Общение с людьми
Также крайне важный для меня пункт. Начав путешествовать на велосипеде, я был поражен, насколько дружелюбны люди к велотуристам. Человек на автомобиле — один из миллионов, велосипедист же всегда интересен. Наверно, люди подсознательно чувствуют, что путник — это вестник добра, что не способен выйти в путь человек, у которого на сердце зло. Я бы ни на что не променял то общение, которое возникает с жителями страны, на мой взгляд, в нем и есть соль путешествий. Для них ты не очередной турист, с которого можно слупить денег, и который для «аборигена» всегда существо низшего порядка. Отношение к велосипедистам очень своеобразное, думаю, так в древности относились к странникам и пилигримам.
Я очень люблю встречи с другими велосипедистами в дороге. В считанные минуты вы становитесь друзьями, несмотря на разницу в возрасте, национальности и социальном статусе. Просто потому, что вас объединяет страсть к Дороге, не нужно ничего объяснять друг другу. В нас уже есть что-то такое, что толкнуло в путь, оставив позади привычную жизнь и комфорт. Удивительное ощущение от подобных встреч надолго остается в душе. К сожалению, в среде обычных туристов ничего такого нет, но это и понятно, их просто слишком много, и все они зациклены на себе.
Чувство постижения дороги
Мне нравится чувство, которое возникает примерно через месяц велопутешествия: осознание, что ты — лишь песчинка на дороге. Когда ты едешь на автомобиле, то можешь планировать путь, рассчитывать километраж и в общем, делать все то, что делаешь в обычной жизни. В велопутешествии это не работает, потому что ты зависим от всего: от погоды, от других людей, от дороги. Наверно, именно этим и не нравятся велопоходы некоторым людям, привыкшим контролировать всё в своей жизни. Они не способны изменить свое мышление, отпустить ситуацию.
А ведь это весьма полезно, потому что ощущение того, что ты хозяин своей жизни — не более чем иллюзия. И только когда поймешь, что ты — всего лишь песчинка на бесконечных просторах дороги, то по настоящему осознаешь, что жить — это круто, само по себе! Без амбиций и планов, не в светлом будущем, а здесь и сейчас. Не покорять дорогу, а постигать. Я обожаю чувство, возникающее в велопутешествии, что ты живешь каждую секунду.
Радость от преодоления
Когда мне говорят, что велопутешествие — это по сути, тупое вкручивание, гораздо проще было бы проехать дистанцию на машине, то я с таким мнением согласиться не могу. На мой взгляд, именно преодоление трудностей оставляет самый глубокий след в душе. Все, что дается легко, так же легко и уходит. Как вы думаете, когда на вершину Эвереста проведут фуникулер, будут ли ощущения туристов эквивалентны ощущениям альпинистов? Лично я очень в этом сомневаюсь.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Я до малейшей детали помню свои ощущения, когда оказался в самой западной точке материка Евразия, на мысе Кабо да Рока. Я не знал, плакать или смеяться, потому что добрался до него сам, на двух колесах. Я вспоминал, что мне пришлось пережить для того, чтобы достичь этого места. Я помнил страшный шторм на побережье Гибралтарского пролива, помнил сорока пятиградусную жару в Андалузии, помнил те холодные ночи, когда мою дырявую палатку заливало дождем в Италии. Именно поэтому мои впечатления от Кабо да Рока диаметрально противоположны впечатлениям туристов, которых привозят к мысу на автобусах. Для них это просто еще одна галочка, поставленная для порядка, а для меня — дорога, которую я прожил.
Велосипед — это такая вещь, которая дает все ощущения в нужных пропорциях: и умиротворение от красивых видов, и отчаяние от усталости, и злость от хамов-водителей, и радость от преодоления. Велосипедные путешествия навсегда впечатывают произошедшие события в память. Несмотря на то, что прошло уже много лет с момента моего первого путешествия, я до сих пор помню каждый день, и могу восстановить его по памяти.
Низкая стоимость
Для меня очень важным моментом в велосипедных путешествиях является то, что они почти ничего не стоят. Туристический велосипед не обязательно должен быть дорогим и «профессиональным», его надежность больше зависит от подготовки, чем от цены. Само же передвижение не требует никаких денег. За этим стоит не банальное нищебродство и страсть к халяве, а нечто большее, я бы даже сказал — отношение к миру. Ты ничего не потребляешь, кроме еды, не заправляешься бензином, не тратишь деньги, но каждый день неизменно перемещаешься в пространстве. Это разве не чудо?!
Передвижения на любом транспорте всегда упираются в деньги. На велосипеде же, подсчитав свои расходы, ты с удивлением понимаешь, что можешь продолжать свой путь столько, сколько захочешь. Неудивительно, что 90% кругосветных путешествий совершено при помощи велосипеда. Можно прочитать мою статью про быт в велопоходе, чтобы убедиться, как все просто.
Полная автономность
Этот пункт особенно подходит моему характеру. Я ценю велосипед за то, что благодаря ему, я полностью самодостаточен. У меня с собой есть все, что может потребоваться в течении долгого времени. Я могу уехать так далеко, как захочется только мне, ведь ежедневные траты вполне можно свести к трем-пяти евро. Практически любой человек может легко проезжать сто километров в день, а это весьма немалое расстояние.
Я не понимаю и не люблю автостоп именно из-за того, что путешественник не автономен, он должен подстраиваться под других людей. Это, видимо, склонность характера, я заметил, что велопоходы предпочитают интраверты-одиночки, а автостоп те люди, кто любит компанию.
Польза для здоровья
С этим пунктом вряд ли кто-то станет спорить. Велосипед и сам по себе — отличное средство для физического развития, а уж в течении долгого времени… Разве можно сравнивать ежедневную езду на велосипеде с просиживанием в кондиционируемом салоне автомобиля? Есть отличная новость для обжор: можно есть сколько угодно и что угодно, но вес будет неизменно снижаться.
Еще более благотворное влияние оказывают велопутешествия на психику. Если в жизни хватает стрессов и размышлений «как жить дальше», то не дожидайтесь депрессии, берите отпуск, садитесь в седло и езжайте туда, где никогда не бывали. Обещаю, через месяц вернетесь новым человеком.
Возможность подумать
Этот пункт, наверно, больше подходит людям, направленным, так сказать, вглубь себя. Начав кататься на велосипеде, оставаясь на долгое время наедине со своими мыслями, я стал задумываться о том, как я живу и чего хочу. Ускоренное кровообращение помогает мыслительной деятельности, и я всегда возвращаюсь из велопоходов с огромным количеством идей. В каком-то смысле, я стал отвечать себе на такие вопросы, какие раньше даже не приходили мне в голову, ведь наша жизнь не оставляет времени для размышлений о разных сущностях. Рекомендую всем!
__________________________________________________________________________
Я уже где-то писал, что во взрослой жизни сел на велосипед, когда мне было тридцать лет. Совершенно случайно, ничуть не собираясь увлекаться этим серьезно. Но всего через пару недель я со всей отчетливостью понял, что велосипед — это именно то средство передвижения, которого мне не хватало всю жизнь, что Говинда послал мне нечто, что изменит мою жизнь. Тысячи километров, проведенные в велосипедном седле выветрили из моей головы все наносное, что скопилось там за годы «оседлой» жизни, то, что я считал своими целями, на самом деле оказалось лишь лозунгами, придуманными чужими людьми. Велосипед позволил взглянуть на мир с другой стороны, благодаря велосипеду в мою жизнь вошла самая умная и красивая женщина — моя жена.
Поэтому я советую всем моим читателям, даже тем, кто относится к идеям велопутешествий негативно, попробовать хоть раз отдохнуть подобным образом. Причем, даже не нужно покупать велосипед за большую сумму, если вы новичок. Я уверен, вам понравится!
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.