Почему у нас не приживается велосипед в качестве транспорта

Я вот тут размышлял, а насколько быстро растет количество велосипедистов в наших странах, и в какой стадии мы находимся — только в начале, или уже идет кульминация велосипедизации?

Катались недавно с женой, она меня спросила: чего так пристально вглядываюсь в проезжающих велосипедистов, а я просто смотрю, не знакомый ли едет.

Когда вернулся в Эстонию в 2007 году, то реально — чуть ли не каждый пятый встреченный серьезный каталец (велоформа, шлем, приличный байк) был знакомым из нашего клуба, а сейчас народ едет непрерывным потоком, все в разноцветных форменных шмотках, шлемах, на недешевых велосипедах, где уж тут приятеля усмотришь.

На мой взгляд, за прошедшие лет пять велосипедистов стало на улицах не просто больше, их стало больше на порядок. Радует и «качество» — многие хорошо и быстро едут, соблюдают ПДД. Я всё пытаюсь сформулировать, понять, почему на фоне такого энтузиазма у нас всё же не приживается модель «велосипед как транспорт». Вот мои мысли на этот счет.

Велосипедная волна в разных странах идет с противоположных направлений. Например, в европейских странах, в которых просто огромное количество велосипедов на тысячу жителей, эта волна поднималась со стороны бедных слоев населения — нужно было на чем-то передвигаться.

А вот у нас, в бывшем союзе, не было таких исторических реалий — велосипеды если и использовались в качестве транспорта, то только в провинции, да и то, были вытеснены мотоциклами, а потом и автомобилями.

У нас велосипедная волна идет со стороны обеспеченных слоев, например, в Эстонии всё больше образованных людей, с приличным доходом увлекается спортом. Мой знакомый сказал, что байки и триатлон — это повальная болезнь его окружения — руководителей и хорошо оплачиваемых специалистов, они подхватываю вирус друг у друга, как грипп, и быстро втягиваются — ездят на любительские соревнования, меряются достижениями в Страве и Эндомондо.

У нас огромное количество людей участвует в соревнованиях, на известные марафоны и гонки приезжает пять-шесть тысяч человек. Если не считать первых двух тысяч, где у велосипедистов есть мотивация бороться и улучшать результаты, остальные приезжают участвовать просто в своё удовольствие. К сожалению, описываемое явление в большей степени относится к эстонцам, русских людей значительно меньше, во много раз.

Полагаю, что и в странах СНГ образованные и обеспеченные граждане являются основным двигателем развития велосипедизма. А если так, то у них просто нет достаточного стимула, чтобы использовать велосипед в качестве транспорта.

С одной стороны, плохо развита инфраструктура, дороги опасны, нет условий для хранения байка в офисе, а в другой — нет и финансовой мотивации, у них есть неплохие автомобили, доля расходов, связанных с содержанием машины невелика, на фоне общего дохода.

Менее обеспеченные граждане, как мне кажется, подсознательно отвергают велосипед, потому что по их понятиям, это для тех, кто вообще бедный, а они лучше поездят на метро, или накопят на сильно подержанную машину.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


Так что, боюсь, что мы не сможем прийти к результатам Голландии или хотя бы Финляндии по использованию байка в качестве транспорта, просто по той причине, что наш велосипедизм развивается по иной модели.

Напишите в комментах, как вы видите развитие велосипеда в том регионе, где живете (напишите откуда вы), вот несколько вопросов:

1. Видите ли вы ежегодное увеличение присутствия велосипедов на улицах или же количество катальцев не прибавляется?

2. На ваш взгляд, среднестатистический велосипедист сегодня — это достаточно обеспеченный человек или наоборот, катают те, кто победнее?

3. Есть ли тенденция увеличения хорошо экипированных велосипедистов на улицах?

4. На ваш взгляд, будет ли продолжаться такое бодрое увеличение количества велосипедистов и дальше, или в основном, кто хотел, тот уже катает?

И еще один вопрос:

5. А скольких людей заразил велосипедным вирусом лично ты?! 🙂

И вообще, расскажите, как меняется (если меняется) отношение к велосипедам в ваших городах, что думают о вашем хобби в кругу общения, есть ли интерес и так далее.

В моем окружении (среди тех, кто не катает) отношение к этому хобби всё более толерантное, если несколько лет назад смотрели, как на баловство, то сейчас некоторые уже даже спрашивают, какой вел купить, нужен ли шлем, что покупать с байком. 🙂 Прогресс точно есть.


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах