Пока я прохлаждаюсь (хмм, или наоборот) в теплых странах, давайте поговорим о насущном для наших катальцев — зимней езде.
Почему-то, в сознании обывателя не умещается тот факт, что велосипед — это совершенно универсальный транспорт, не теряющий своей эффективности даже в снег и мороз.
Каждый, у кого велосезон длится круглый год, не раз замечал удивление на лицах непричастных людей: а что, можно зимой кататься на велосипеде? Как, зачем?
Я в своё время ломал эти шаблоны, объясняя, в чем кайф зимней езды (впрочем, до конца этот кайф я и сам не смог понять). Хочу перечислить несколько мифов, связанных с этой темой, а вы, быть может, добавите в комментариях еще что-нибудь из возражений от невелосипедистов.
Миф1. Велосипед — летний транспорт, на снегу и льду он неуправляем, вдобавок плохо катит, потому что застывает смазка на морозе.
Правда: в нашем климате далеко не весь зимний период идет снег и температура падает ниже нуля, зачастую такими бывает лишь месяц-два в году, а в остальное время, приходящееся на позднюю осень-раннюю весну, можно кататься безо всяких оговорок.
Но даже когда приходит настоящая зима, то круглогодичный велосипедист просто переобувает свой байк в шипованную резину (она несколько дороговата, но долго изнашивается, и может служить много сезонов подряд), и преспокойно едет кататься.
Катит велосипед на шиповке вполне сносно, управляется достаточно предсказуемо, но конечно, всегда нужно держать в голове, что дорога скользкая. Никаких особых проблем с катанием по зимним дорогам и тротуарам нет.
Смазка в механизмах ведет себя нормально, по крайней мере до отрицательных температур 20 градусов и ниже. Любители катать в экстремальные холода меняют смазку во втулках и рулевой колонке на более жидкую.
Миф 2. Если кататься зимой на велосипеде, то быстро вспотеешь, наглотаешься холодного воздуха, замерзнешь и заболеешь.
Правда: выделение пота в первую очередь зависит от интенсивности физической нагрузки, и зимнюю езду на велосипеде можно сравнить с катанием на лыжах или бегом трусцой.
Вроде бы никто не боится вспотеть и заболеть, выехав прокатиться на лыжах? Велосипед — это точно такой же спортивный снаряд, от которого одновременно получаешь пользу для организма и удовольствие.
Проблему потения и замерзания решает современная зимняя велоодежда и легкие многослойные куртки, материал которых испаряет влагу быстрее, чем она охладит тело (читайте мою заметку про осенне-зимнюю экипировку для велосипедиста).
Три слоя одежды (термобелье, средний уровень из полиэстера и мембранная куртка) позволяют заниматься энергичной физической деятельностью даже в приличные морозы, не испытывая дискомфорта.
Миф 3. Человек, катающийся зимой на велосипеде, выглядит ненормальным, на него все будут показывать пальцем.
Правда: показывать пальцем на что-то, выходящее за привычные рамки — это нормально для социума. Еще недавно показывали пальцем на велосипедиста, экипированного шлемом и велоформой, теперь же это стало обыденным.
Между тем, каждый сам должен решать, что ему нравится делать, а общественное мнение рано или поздно к этому приспособится. Отказываться от любимого занятия только потому, что оно кому-то кажется странным — абсурд, на мой взгляд.
Минусы зимнего катания
Конечно, не всё так радужно, как описывают убежденные сторонники зимнего катания на велосипеде, есть и некоторые минусы.
Велосипед быстрее изнашивается зимой
В поздне-осенний и зимний период механизмы байка изнашиваются быстрее, это вызвано влиянием отрицательных температур и той гадости, которую щедро льют на наши дороги.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Улетают цепи и кассеты, к весне нужно менять тросики скоростей, иногда приходят в негодность переключатели. Кроме этого, и амортизация требует особого внимания в зимний период.
Некоторые велолюбители имеют отдельный «зимний байк», который не так жалко добивать по раскисшим от реагентов дорогам. Впрочем, всё не так страшно, как кажется, пробеги зимой гораздо меньше, чем летом, поэтому в среднем, траты на замену расходников примерно на одном уровне весь год.
Обострение проблем со здоровьем
Из-за морозного воздуха, который приходится интенсивно вдыхать при зимней езде на велосипеде, могут обостриться проблемы с легкими у людей, которые страдают астмой, как раз эта причина не дает мне полноценно провести зимний сезон на двух колесах.
У моего знакомого от езды на морозе каждую зиму воспаляются гланды, и он периодически мучается с ангиной.
Так же бывают проблемы со спиной или суставами, потому что, несмотря на хорошую экипировку, всегда может прохватить ледяным ветерком.
Если есть подобные слабые места в организме, то вопрос «катать или не катать зимой» лучше решить в пользу «не катать», ибо процесс обострения болезни, повторяющийся из года в год, не приведет ни к чему хорошему.
Впрочем, бывали случаи, когда люди с какими-то хроническими болезнями излечивались от них, именно благодаря круглогодичному катанию на велосипеде. Каждому своё, как говорится.
Грязь от велосипеда в квартире
Очень актуальная проблема для городского велосипедиста, катающего в осенне-зимне-весенний период — это грязь, смешанная со снегом и реагентами, заносимая в квартиру вместе с великом.
Помыть велосипед после каждого катания не представляется возможным, поэтому грязь стекает с колес и рамы на заботливо подстеленные пластиковые пакеты или газеты.
Кроме этого, вид грязного байка, сохнущего в прихожей (или еще хуже — в комнате), приводит в справедливое раздражение вторую половину, искренне не понимимающую, зачем нужно зимой кататься на велосипеде.
Наверняка, есть и еще какие-нибудь минусы, напишите в комментах, если придет в голову.
Зачем кататься зимой на велосипеде
Подходим к главному вопросу — зачем?! Если столько минусов, если столько непонимания со стороны окружающих, то зачем мы всё-таки делаем это?
Начну с себя. Лично я зимнюю езду не смог полюбить, как минимум по двум причинам: 1) мои легкие не выдерживают отрицательной температуры, 2) я сильно потею, не спасает даже мембранная одежда.
Посему, мои зимние покатушки всегда были связаны с большой степенью мазохизма, и удовольствия я не получал ни грамма. На вопрос «всё-таки зачем» могу ответить так: не хотел терять форму после хорошо откатанного летнего сезона.
Можно провести всю зиму в спортзале или крутить трейнер, но весной, выехав после простоя в несколько месяцев, нужно определенное время, чтобы снова «вкатиться». Если же катать на велике зимой, пусть немного, и в облегченном темпе, то весной совершенно не чувствуешь себя овощем.
Есть и другие мнения: у меня не один и не два знакомых говорят, что получают настоящее удовольствие именно от езды зимой. Им нравится мороз, они обожают катать по снегу.
Другие велосипедисты говорят, что зимой они прокачивают скилл управления велосипедом, и после этого, на летних трассах они чувствуют себя увереннее.
Кто-то, несмотря на мороз и снег, продолжает использовать велосипед для езды на работу/с работы. Мнений может быть много, расскажите в комментах, что для вас зимняя езда на велосипеде, почему вы начали катать зимой, что на это говорят ваши знакомые.
И еще — какую отрицательную температуру зимой вы считаете приемлемой для езды на велосипеде, и в какой максимальный мороз доводилось ездить? Как ощущения? 🙂
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.