Подготовка к велопутешествию. Психология

Данную заметку я пишу, как ответ на вопросы знакомых и читателей об организации велопутешествий. Здесь я бы хотел рассмотреть психологическую составляющую в подготовке и проведении походов. Речь будет идти в большей степени не об обычном отпускном велотуризме, когда человек или группа людей едет на пару недель в спланированную по дням поездку, а о длительном путешествии, которое длится как минимум полтора-два месяца. Такое мероприятие требует несколько иного духовного настроя, не говоря уже о практических сложностях, связанных с ресурсами. О технической стороне подготовки к длительному велопоходу я расскажу во второй части статьи.

Начнем с начала. Мне довольно часто пишут письма похожего содержания: «Очень понравилось, обязательно хочу совершить нечто подобное, подскажи как». Я подробно отвечал, рекомендовал, где купить дешевые авиабилеты, как сэкономить на жилье и т.д. Через некоторое время я писал этим людям, чтобы узнать, как прошел поход. Почти ни один из моих адресатов никуда не поехал. Ответы были столь же похожие друг на друга, сколь и первоначальный энтузиазм: «Не хватило денег, не дали отпуск, познакомился с девушкой, решил сделать ремонт в квартире». Правда, один ответ был оригинальнее: «Решил не тратить время на бесцельное времяпрепровождение».

Почему так? Ровно потому же, почему и 99% замечательных идей оказываются нереализованными. Отсутствие четкого понимания, чего ты хочешь на самом деле. Чтобы начать делать нечто и получать от этого удовольствие, нужно быть абсолютно уверенным, что тебе это действительно нужно, и что принесенные жертвы окажутся менее значительными, чем получаемый результат.

Поэтому, я бы не советовал бросаться очертя голову куда-либо, по первому же приступу энтузиазма. Я с огромным удовольствием читаю чужие отчеты о вело и мото походах по Африке или ЮВА, но совершенно четко понимаю, что лично мне это слабо. По крайней мере, на данный момент. Надо по настоящему хотеть и верить. Когда твои желания исходят из самого сердца, когда ты идешь к цели вопреки логике и здравому смыслу, безгранично веришь в то, что ты делаешь — правильно, то ты как будто накрыт каким-то защитным полем. Все получается, все складывается само собой. Помнится, много лет назад мне так захотелось попасть в Англию, что несмотря на все сложности, я уже через месяц уехал туда жить.

Однако ближе к делу, представим, что в дорогу действительно хочется, а готовность идти на жертвы присутствует. С чего начать? Полагаю, что раз мысль о путешествии не позволяет жить нормальной жизнью, то направление уже выбрано. У всех нас в подсознании висит какая-то мечта, где бы мы хотели оказаться. Поэтому нужно изучить интернеты на тему заветной страны, и как ни странно, практически в 100% случаев уже кто-то прошел путь, на который ты только хочешь ступить. Это вызывает двоякие чувства: с одной стороны чужой опыт — бесценный дар, с другой — некоторая досада, что все уже сделано до нас.

На этом этапе подготовки самое важное не перестараться. Узнавая все больше про места будущей дислокации, в тебе просыпается такая жадность, что ты запихиваешь в маршрут практически все достопримечательности, ничуть не заботясь о том, как ты будешь их достигать на практике. Тут я бы мог дать только один совет: надо выбрать некие места, которые ты точно не имеешь права упустить, и вести нитку маршрута по ним. А про всякое остальное интересное просто собрать информацию, без привязки к маршруту, и если ситуация на месте позволит, воспользоваться подготовленными знаниями.

Вообще, домашние заготовки в длительном походе — это невероятно полезная вещь, особенно в условиях отсутствия интернетов. Часто случается так, что тщательно заготовленный маршрут летит в трубу из-за каких-то обстоятельств, частично или полностью, вот тогда-то и хвалишь себя за проведенные часы долгими зимними вечерами у компьютера.

Другая опасность при подготовке маршрута заключается в том, что очень легко перегореть. За короткий отрезок времени мозг насыщается огромным массивом информации, путешествие уже как будто переживается в воображении, что может грозить потерей азарта и энтузиазма. В данном случае лучше иметь некоторый недостаток информации, чем ее избыток.

Ну, теперь есть ясность с маршрутом, но по прежнему непонятно, как выехать в путешествие. Как минимум, есть сложности по двум направлениям: деньги и время. Скорее всего, есть люди, у которых нет проблем ни с одним из них, но в этой заметке не про них. Как решить проблему с ресурсами?

С деньгами проще: если их мало — снижай уровень комфорта. Не можешь позволить себе спать в гостиницах — иди в кемпинг, не хватает даже на кемпинг — спи под сосной. То же самое с едой: питание в ресторанах можно заменить на полноценные обеды, приготовленные на горелке. Бюджет в этом случае разгружается в прогрессии. Конечно, в любом случае нужна какая-то сумма, минимальный порог, ниже которого просто не осуществить планируемый поход. Тут уж каждый решает сам, откуда взять необходимую сумму. Во Франции я разговаривал с английским велотуристом, он рассказывал, что продал все свое нехитрое имущество для осуществления кругосветного путешествия, и ничуть об этом не жалеет. Пилигримы, шедшие из Португалии в Ватикан, вообще не имели своих денег, но это их ничуть не заботило. Одним словом, при наличии желания, деньги не могут быть останавливающим фактором.

Время — более ценный ресурс. Его всегда не хватает. Для велопутешествия требуется, как минимум несколько месяцев свободного времени. Это — нереальная ситуация в жизни нормального социально адаптированного человека. Потому что это означает как минимум потерю доходов, сложности с работой, непонимание со стороны друзей и близких. Но с другой стороны, гражданин, садящийся в седло велосипеда и уезжающий на несколько месяцев в путешествие априори не может считаться нормальным. Если в вашей голове рождаются такие желания, то знайте: где-то программа «человека потребляющего» в вас дала сбой. Стоит ли тогда цепляться за социальные догмы? Действительно ли является трагедией увольнение с текущего места работы для осуществления мечты? Что для вас важнее: новая машина, которая стараниями маркетологов устарела чуть раньше, чем попала в автосалон или абсолютно фантастические впечатления и воспоминания, которые останутся на всю жизнь?


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


В каждом случае по разному, но не попадайте в ловушку, которая звучит как: «в этом году не получится, но в следующем уж точно!». Как показывает практика, в следующем будет еще сложнее. Поэтому если есть решимость и хоть какая-то практическая возможность — не откладывайте.

Еще один из факторов сдерживания — неуверенность в собственных физических кондициях. В большинстве случаев такие раздумья не имеют под собой основания. Велотуризм, конечно может включать в себя некоторую спортивную составляющую, особенно если в краткие сроки закладываются большие расстояния или когда маршрут проходит по гористой или лесной местности.

Однако, чаще всего дальнобойные велотуристы выбирают для себя маршруты, проходящие по асфальту, лишь иногда съезжая на грунтовки. Поэтому любой относительно здоровый человек способен проезжать по 40-100 км в зависимости от рельефа, причем делать это много дней подряд, не накапливая усталость. Дело в том, что сто километров по равнинной местности — это всего пять часов чистого времени движения. Движения, замечу, с весьма слабой физической нагрузкой. Ведь никто не усомнится в своей способности пройти бодрым шагом пять часов в сутки. А проехать такое же время на велосипеде в спокойном темпе еще легче. Для того, чтобы не уставать, нужно соблюдать простое правило: ехать чуть медленнее, чем ты способен это делать без напряжения и уходить на привалы чуть раньше, чем ощутишь усталость. Свой темп вырабатывается очень быстро, уже буквально на второй день ты начинаешь чувствовать дорогу и себя.

Больное место велосипедистов — колени, поэтому новичкам особенно полезно пользоваться согревающим гелем, а также ставить более низкую передачу на велосипеде, чтобы скорость вращения педалей была высокой, а нагрузка на суставы низкая. Хорошо бы перед походом немного раскататься дома: десяток выкаток по 30-40 км хватит, чтобы не чувствовать себя овощем в начале путешествия. Прочитайте мои советы велосипедистам, чтобы правильно «вкатиться».

Весьма важная вещь — генеральная репетиция. Нужно полностью снарядить велосипед, не пренебрегая никакой мелочью из списка, и прокатиться куда-либо, желательно с ночевкой. Это не только проверит вашу физическую и духовную готовность, но и позволит оценить качество крепления багажа, а также расставит приоритет в списке важных вещей. В полевых условиях оно все выглядит как-то по другому, чем дома у компьютера. Если бы я провел такую репетицию перед «Южным путем» в 2010 году, то в корне пересмотрел бы свой список и задумался над заменой велосумок.

Последним пунктом, относящимся к психологической подготовке путешествия, будет вопрос наличия или отсутствия компании. Однажды, я отправился в недельную поездку по Италии в одиночку. Характер у меня довольно замкнутый, направленный внутрь себя, и мне никогда не скучно наедине с собой. Мне очень нравится на целый день уезжать на велосипеде — это здорово разгружает мозг и позволяет передумать много мыслей, до которых сложно добраться при обычной жизни. И вот, я в чудесной Италии, один… и я чувствую просто чудовищное одиночество.

Я застрял ночью в центре Рима, без карты и навигатора, не могу выбраться за город, а денег на ночлег в гостинице у меня нет. С какой тоской я думал, что будь рядом мой приятель по велопоходам Тимофей, то выезд из города превратился бы в интересное приключение: мы успели бы посмотреть массу достопримечательностей, пообщаться с народом, и в конце концов, уставшие, но довольные, разбили бы лагерь прямо в саду у Колизея. Но я был один, и вместо радости от начала похода чувствовал сильную подавленность. Причем это чувство сохранялось до конца поездки: если одиночество отступило, то отсутствие человека, с которым хочется тут же поделиться впечатлениями — угнетало.

Впоследствии я даже не рассматривал возможность одиночного путешествия. Разумеется, я допускаю, что плохой напарник — это страшное дело, но для этого и существуют предварительные скатки, чтобы понять, что за человек перед тобой, сможете ли вы существовать рядом, будет ли вам интересно. Проблема в том, что когда выезжаешь на долгое время, вероятность найти хорошего спутника упорно стремится к нулю. Очень, очень небольшой шанс, что одновременно с вами кто-то из не слишком далекого окружения имеет желание, время и деньги. Поэтому, если такой человек все-таки найдется, то нужно считаться с его физической формой, интересами и предпочтениями (если это влезает в рамки). Общение в дороге, совместное восприятие окружающего мира — чудесный подарок.

Однако я читал много отзывов путешественников, которые предпочитают одиночные походы, так как ты ни от кого не зависишь, делаешь только то, что хочешь сам. Быть может, я как-нибудь еще попробую выбраться в поход один, вдруг во мне что-то изменилось. Также посоветую начинающим не ждать всю жизнь компанию (которой может вообще не оказаться), а для начала попробовать хотя бы на неделю вылезти в одиночку. Отсутствие напарника ни в коем случае не должно стать причиной отказа от исполнения мечты.

Надеюсь, освещенные моменты показывают, что от желаний до действия — один шаг. Практически все преграды являются как минимум легко преодолимыми, а еще чаще — надуманными. Самое главное — начать действовать. В следующей части статьи я дам некоторые практические советы, которые помогут сделать путешествием более легким и простым.

Чтобы не пропустить полезный материал, рекомендую подписаться на получение свежих статей с сайта vkotovski.ru (форма подписки внизу статьи).


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах