Читатель подсказал тему для обсуждения (навеяно заметкой про полноприводный велосипед) о том, что будет дальше с развитием велосипеда в техническом и концептуальном плане. Договоримся сразу, что речь пойдет о настоящих изменениях, которые меняли велосипед и меняли отношение к нему людей.
Я мысленно отмотал пленку назад, и пришел к выводу, что байк изменялся крайне незначительно, вот какие этапы мне удалось зафиксировать:
Уход от схемы Penny farting к схеме с одинаковым диаметром колес
Велосипед из опасного, тяжелого и трудно управляемого механизма превратился в доступный любому человеку транспорт. До Пенни Фартинга были еще какие-то странные конструкции, но их рассматривать не имеет смысла, имхо.
Переход на пневматические покрышки
Невозможно представить себе современный вел на жестких колесах. Резиновые надувные шины дали комфорт и управляемость.
Изобретение многоскоростной трансмисии
Тут тоже всё понятно — расширенный диапазон передаточных чисел сделал езду проще и быстрее.
Появление горных велосипедов
Вроде бы совершенно лежащая на поверхности идея, но она нашла воплощение только в 70-е годы, а стала коммерчески успешной лишь в 80-е. На мой взгляд, это крайне важная веха в развитии велосипеда, потому что маунтин байк просто перевернул представление о катании.
До него бездорожье, пересеченная местность, горные спуски были уделом крайне узкой прослойки граждан, катавших на циклокроссерах, причем это катание в большей степени походило на самоистязание, нежели на получение удовольствия.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Горный велосипед привлек огромное количество людей возможностью катать в недоступных доселе местах, катать на грани своих способностей, получать удовольствие от процесса. Наверно, ничто не сделало больше для популяризации нетранспортного велосипедизма, чем изобретение МТБ.
Кстати, что касается трансмиссии — посмотрите, как менялась со временем конструкция переключателей на примере Campagnolo.
Как по мне, так все поиски новых форматов, типа: гибриды, 29-еры, гравел-байки, фэтбайки и прочее, конечно, имеют эволюционное значение, но концептуально ничего не меняют. Туда же отнесу техническое совершенствование компонентов — амортизаторы, вилки, электронная трансмиссия, новые материалы для рам, всё это делает езду интереснее, но в принципе, велосипед как явление остается таким же, каким был 50 лет назад. Эти изобретения призваны облегчать наши кошельки.
Что дальше?
Я слышал такое мнение, что следующее концептуальное изменение будет лежать в области электробайков. Дескать, моторы и батареи потеряют в весе и цене, велосипеды будут комплектоваться ими в базе, и это станет совершенно привычным для ездоков следующего поколения.
Не могу полностью разделить это убеждение. То, что электромоторы будут всё сильнее проникать в велосипеды, я даже не спорю — это факт. Поэтому, скорее всего, начнется еще более жесткое разделение на вело транспортников и пуристов-физкультурников.
Первые не откажутся от дополнительной помощи электромотора, чтобы приехать в точку назначения, затратив меньше своих сил, а вторые никогда не согласятся с этой идеей, потому что иначе смысл их катания на велосипеде будет просто утрачен.
Посему, не считаю электровспоможение революционным изменением, даже если моторы будут установлены на каждом ситибайке. В плане концепции тоже не вижу особых изменений — как и сейчас, дальше останется два мало связанных между собой веломира: транспорт и хобби.
Я погуглил немного на предмет future bike, и как видно, мысль людей, задумывающихся над вопросом велосипеда будущего, лежит в области формы. По сути, разницы между тем, катать на раме «бриллиантовой» схемы, как сейчас или вот на такой — нет и не может быть.
Скажу честно, я тоже не вижу, как еще можно доизобрести велосипед. Скорее всего, если таковые изменения и случатся, то они станут внезапными, мы сейчас просто их не можем увидеть, в силу косности мышления.
Было бы интересно послушать точку зрения читателей — может быть, у вас есть мысли по поводу новой велосипедной революции, прошу в комментарии!
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.