Интересный вопрос поднял зарубежный велосайт road.cc: последнее время кассеты становятся всё более многоскоростными, из-за чего иногда приходится ехать с перекосом цепи, особенно, если спереди только одна звезда. На форумах новичков учат работать передним переключателем (если он есть), чтобы избежать длительной езды с перекосом.
Считается, что причин не допускать перекоса цепи на велосипеде две:
- Резко повышается износ цепи и звезд, из-за неравномерной нагрузки.
- Увеличиваются потери в трансмиссии из-за повышения трения в сочленениях цепи.
Тем не менее замечено, что многие велосипедисты, особенно те, кто катает серьезно и в спортивном стиле, плюют на правило не перекашивать цепь и ломят так, как этого требует ситуация — вплоть до использования большой передней звезды с большой задней.
Читайте, как правильно переключать скорости на велосипеде
Был задан соответствующий вопрос представителям производителей велотрансмиссии — Shimano, SRAM, FSA и Campagnolo. Речь шла в большей степени о шоссейных велосипедах с трансмиссией с двумя передними звездами, но суть можно экстраполировать и на горные байки.
Ответ Shimano
Shimano предсказуемо сказали, что перекос является негативным явлением — наибольшая эффективность трансмиссии достигается при прямом положении цепи. Цепь быстрее изнашивается, и чем перекос сильнее, тем больше износ. Шимано рекомендует адекватно подбирать передачу и избегать экстремального перекоса.
Ответ Campagnolo
Кампа признает, что езда с перекосом является привычным делом в пылу гонки, но предостерегает от плохой привычки делать то же самое при обычной езде, из-за более быстрого износа.
Кампа рекомендует не ездить с перекосом, несмотря на то, что они делают самые стойкие цепи — скорее всего на вашем велосипеде стоит Шимано или SRAM, рекомендую следить за износом цепи, и трансмиссия прослужит в два-три раза дольше, проверено опытом многих велосипедистов.
Ответ FSA
Вот тут уже немного интереснее. Представитель компании говорит, что последнее время люди стали чаще катать на перекошенных цепях, особенно при использовании электронной трансмиссии. Когда загоняешь цепь на дальние звезды посредством тросика, то пальцем чувствуешь сопротивление, а с электроникой такой обратной связи нет и люди не заморачиваясь, едут в гору на большой звезде спереди и большой сзади.
Поэтому нужно больше внимания уделять разработке более износостойких цепей, чем они в FSA и занимаются. Мне понравился такой подход, потому что действительно, вместо того, чтобы настоятельно рекомендовать пользователям подбирать передачу без перекоса, лучше делать более прочные цепи.
Посмотрим, если всё так, как они говорят, может быть, FSA одарит нас такими же долгоживущими цепями, как и Campagnolo.
Ответ SRAM
Лучший ответ пришел от американской компании, я его процитирую целиком:
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
«Мы в SRAM обожаем перекос цепей, большая звезда с большой звездой — отлично! Среди механиков NORBA и Mountain Bike World Cup мы называли сочетание «большая-большая» профессиональной передачей, потому что гонщики постоянно используют её при необходимости, что бы механики им не говорили. Они просто едут на большой звезде спереди как можно дольше.
Есть несколько причин оставаться на большой передней звезде:
- Стабильное натяжение цепи на плохой дороге
- Доступ к низким передачам без работы передним переключателем
- Передний переключатель срабатывает медленнее и требует больше усилий для переключения
Так что мы бы только поощрили пользователей ехать на перекошенной цепи вплоть до положения «большая звезда с большой звездой», если только цепь не начала скрести о рамку переднего переключателя. Передний переключатель SRAM Yaw разработан таким образом, чтобы цепь не задевала рамку при крайних положениях.
Что касается потерь в трансмиссии из-за перекошенной цепи, то эти потери настолько малы, что постоянное натяжение цепи и возможность быстро перейти на низкие передачи перевешивает все гипотетические потери на трение.
Несколько слов об измерении этих потерь. Огромная разница в том, как измерять: на нагруженной трансмиссии или не нагруженной. Если цепь в положении «большая-большая» прокрутить педалями при помощи руки на вывешенном велосипеде, то вы ощутите заметное сопротивление. Но когда велосипед едет по дороге и педали вращаются ногами, то доля этого сопротивления настолько ничтожна, по сравнению с сопротивлением качению покрышек и сопротивлением воздуха, что говорить о нем просто не имеет смысла.
В свете сказанного, SRAM не считает перекос цепи причиной преждевременного износа (при условии, что она не скребет по рамке переднего переключателя).»
Заявление, согласитесь, неожиданное. Если вы последуете данному совету и ваша цепь убьется быстрее, чем обычно, то лучшие пожелания можете отправлять этому гражданину: JP McCarthy, Road Product Manager, SRAM. 🙂
Моё мнение
Я, конечно, ни в коем случае не рекомендую загонять цепь в крайние положения, несмотря на беспечное отношение SRAM к этому вопросу, но тем не менее и не советую слишком заострять внимание на том, чтобы постоянно соблюдать самое лучшее положение. При обычной езде я уже автоматически подбираю оптимальную передачу, но на сложных участках даже не вздумаю трогать передний переключатель — буду спускаться по передачам до упора на той передней звезде, на которой еду в данный момент.
Причина — боюсь, что сбросит цепь с самой малой передней звезды и вообще не дай бог закусит. Еще причина — просто задний переключатель быстрее и не нужно думать, что и в какую сторону переключать. Поэтому некоторая доля пробега, конечно, идет с перекосом, и иногда даже с большим, но в целом, я не думаю, что это вносит ощутимый вклад в износ цепи.
Ближайшее будущее
Не могу сказать точно про шоссейную трансмиссию, но то, что в MTB через несколько лет стандартом станет одна звезда спереди — это точно. И тогда вопрос перекоса потеряет всякий смысл — его просто не избежать. Мысль FSA о том, что надо делать более износостойкие цепи кажется мне наиболее правильной.
Передний переключатель скоро уйдет в историю, останется только одна передняя звезда
Расскажите, как вы относитесь к езде с перекосом, замечаете ли повышенный износ цепи и как вам понравился ответ SRAM?
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.