Я всегда испытывал огромный интерес к тандемам, потому что этот тип велосипедов дает возможность кататься людям с разными физическими кондициями вместе. Но купить тандем — дело серьезное в любом аспекте: стоимость, хранение, маневренность, практичность и еще многое другое, поэтому у меня пока что идеи о двухместном велосипеде витают в голове на уровне фантазий.
А вот люди не тормозят и воплощают мечты в реальность. Я заметил, что читатель моего сайта Сергей запостил в комментариях у меня на странице ВК фотографию, как он с женой лихо разъезжает на тандеме по зимнему Минску. Я не мог пройти мимо и попросил Сергея рассказать немного о том, как он дошел до такой жизни, ему слово:
Первый раз попробовали прокатиться на тандеме, когда отдыхали в Барселоне. И это было просто потрясающе. Скорость сумасшедшая, набирается моментально. Ощущения, как будто на мопеде рассекаешь. За 2 часа мы проехали больше 30 км вдоль набережной, хотя велик был старый, седла и рули не отрегулированы, передачи переключались через раз, а тормоза слабоваты даже для одного ездока. При этом мы останавливались для пофоткаться и перекусить.
С тех пор мысль о тандеме не покидала меня. Дело в том, что моя жена совсем не велосипедистка, а я на двух колёсах очень люблю кататься. И получалось, что скорости не совпадают колоссально. Каждая совместная вылазка превращалась, если не в пытку, то в постоянное одёргивание себя. А на тандеме скорость всегда равна и вместе можно уехать дальше, чем поодиночке. 🙂
Но в Минске такой экзотикой, как двухместный велосипед разжиться сложно. Даже на прокат их всего 2 штуки (на 2 миллиона населения.) В интернете в продаже 3 с половиной модели, но по всем объявлениям, либо неизвестно когда, и под заказ, либо вообще оказывалось, что это 2 года назад было, просто не сняли модель из каталога, ибо никто не спрашивает. Нет спроса — нет предложения.
И так бы всё и осталось на уровне фантазий, если бы я не наткнулся на книгу Владимира и Людмилы Басалаевых «На тандеме до Тихого океана». 2001й год. 101 день в пути, 9380км.
Кажется, это просто описание не самого быстрого путешествия, но для меня это стало последней каплей. НУЖНО купить тандем.
Где купить
Снова поиски вариантов. Видимо, моё намерение стало совершенно неотвратимым, и судьба решила мне помочь. Оказывается, тандемы собирает в России фирма FORMAT, а магазин при мотовелозаводе имеет с ними дилерское соглашение. Оставалось только внести предоплату и дождаться пока велик привезут в Минск. Вот он, новогодний подарок:
По цене вышло примерно 700 долларов, но это по прошлогоднему ценнику, а такой тандем 2017 модельного года выходит порядка 890 долларов.
Первые ощущения, когда собрал велосипед: охренеть, это мой тандем!!!!! Здоровый! Чтобы вместить в машину, пришлось оба колеса снимать и пассажирское сиденье двигать.
Хранение в квартире
Многие интересуются, как заносить тандем в квартиру. Пыхтеть и заносить по лестнице. Мне в этом плане повезло: первый этаж и пандус для колясок. Если у кого есть грузовой лифт в доме, то туда он влезает.
Быстро едет
Часто интересуются, насколько тандем быстрее, по сравнению с обычным велосипедом. Со скоростью получается очень и очень быстро. Я бы сравнил ощущения с ездой на электровелосипеде: вроде бы нажимаешь на педали не сильно, а скорость такая, что в ушах свистит. На большие дистанции ещё не катали, но думается мне, не зря куча семей катает именно на тандемах дальняки.
Совместное педалирование
Как правило, на тандеме трансмиссия для двух ездоков замкнута в одну систему и приходится крутить одновременно — нет свободного хода педалей, пока крутит один из велосипедистов. Синхронное вращение вырабатывается минут за пять, не больше, начинаешь думать не только за себя, но и за партнёра, дискомфорта это не вызывает. Кроме этого, есть модели, у которых педали не синхронизированы, каждый может крутить когда пожелает.
Реакция окружающих
Тандем привлекает внимание, люди улыбаются, спрашивают. Сосед даже попробовал порулить, ему понравилось. А я в это время сидел сзади, и если честно, то очень страшно
(это как на мотоцикле, когда сам уже опытный ездок, а тут пришлось пассажиром ехать и ничего нельзя проконтролировать).
Реакция жены
Я припарковался подальше от окон, достал из багажника тандем, собрал и позвонил ей, чтобы выглянула в окно. Она смотрит, а я такой выезжаю из за угла. 🙂 Минут 30 нервно хихикала. Но после первой покатушки прониклась энтузиазмом: уже планирует маршруты на 20, 50 и 100 км от дома.
Надеюсь, ребята летом рванут в путешествие, а потом расскажут, как всё прошло. Мне тоже захотелось попробовать, честно говоря, ни разу не катался на тандеме.
Так как эта тема меня снова всколыхнула, нашел в интернетах подробную статью на английском языке от велоблоггера Alee с сайта CyclingAbout, в которой он описывает свой опыт путешествий на тандеме со спутницей и я решил привести здесь некоторые тезисы из неё.
Почему мы путешествуем на тандеме
Мы решили выехать в дорогу на тандеме из-за серьезного расхождение между нашими способностями, это касается всего, начиная от скорости и технических навыков, до уверенности в плотном трафике больших городов. Иногда с Кэт случаются неконтролируемые приступы паники на велосипеде, и тандем оказался отличным способом, их чтобы преодолеть.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Преимущества велопутешествия на тандеме
- Отлично подходит для велосипедистов с неравными физическими кондициями. Каждый из нас может вкручивать в расслабленном или интенсивном темпе, и никому не придется дожидаться отстающего.
- Скорость. Один велосипед с двумя колесами и четырьмя ногами едет быстрее, при этом сопротивление воздуха получается как бы одно на двоих. Наша средняя скорость на равнине может быть на 50% быстрее, чем на обычных байках.
- Не нужно кричать. Когда вы едете на обычных велосипедах, то чтобы переговариваться, нужно повышать голос и переспрашивать. На тандемах всё отлично слышно.
- Меньше вес. Один тандем легче, чем два одиночных велосипеда — это хорошо для снижения общей массы груза в дальнем велопутешествии.
- Меньше запасных частей. В путешествии вам потребуются запасные части только на один велосипед, а не на два.
- Тандем заставляет брать меньше вещей. Физически вы можете погрузить меньше багажа на один тандем, чем на два одиночных байка. Поэтому нужно разумно подходить к выбору необходимых вещей и не брать с собой в дорогу балласт.
- Отличный вариант для родителей. Можно приучить своих подрастающих детей к езде на велосипеде, при этом они всё время под вашим контролем. Детям такие поездки нравятся и они со временем пересаживаются на свои личные байки, чтобы ездить с вами в велопоходы.
- Отличный вариант для тех , кто не может ездить на велосипеде самостоятельно. Например, плохое зрение или проблемы с равновесием — на тандеме вопросы управления решает за вас капитан судна.
- Тандем привлекает внимание. Из-за этого очень легко знакомиться с людьми, у каждого есть вопрос. Новые знакомства — новые возможности.
- Он заставляет вас улыбаться… и заставляет улыбаться других! Когда мы на тандеме, нам гораздо чаще бибикают, свистят и машут руками. Если мы стоим на светофоре, то уезжаем первыми, потому что все остальные слишком заняты, рассматривая нас, а не зеленый свет.
Недостатки тандемов
Маневренность велосипеда. Тандем длиннее, поэтому пройдет некоторое время, чтобы привыкнуть к габаритам, научиться форсировать бордюры и пробираться через автомобильные пробки. Когда велосипед тяжело нагружен, лестницы становятся вашим врагом.
Плохие дороги проходить тяжелее и медленнее. Чтобы обеспечить комфорт второму ездоку и сохранность заднего колеса, нельзя позволять себе ехать так же беспечно, как это было на одиночном велосипеде.
Сложности с перевозкой в самолете. Если упаковка обычного байка в чехол или коробку не вызывает никаких вопросов, то перевозка тандема на самолете требует немного больше планирования. Вы можете взять тандем в самолет, только если его рама влезает в багажные ограничения и весь велосипед не выходит за рамки разрешенного веса.
Скорее всего, в путешествии будут проблемы с колесами. Вы должны собрать действительно прочные колеса, чтобы пройти весь путь без ломаных спиц и треснутых ободов.
Ощущения от поездки на тандеме в первый раз
Alee:
Я решил, что лучше было попробовать ездить на тандеме в одиночку в первый раз. Основная разница, которую я почувствовал, была в области рулевого управления и равновесия. Когда вы делаете поворот, это ощущается, как будто сдвигаетесь влево или вправо, а не поворачиваетесь. Поначалу мы боролись с балансом в течение нескольких километров, прежде чем Кэт поверила в мою способность управлять тандемом.
Мы со временем выработали несколько команд и езда на тандеме стала легкой. В первый выезд велосипед был загружен, мы ехали по крутым холмам, и я заметил, что у меня начали работать мышцы верхней части тела — руки, спина и пресс.
Кэт:
Первая поездка на нашем тандеме была очень волнительной. Мозг доверял управление первому номеру, но тело непроизвольно хотело рулить самостоятельно, из-за чего поначалу Alee было сложно справится с велосипедом. Но очень быстро я почувствовала себя комфортно. Я доверяю Alee на 100% и через наше общее педалирование понимаю, что и он доверяет мне тоже. Как только мы поехали около трехсот метров с полной загрузкой, я поняла, что все будет в порядке.
Нюансы управления тандемом
Переключение передач. В сравнении с обычным байком, на тандеме нужно переключаться чаще и более осознанно, это похоже на переключения передач на автомобиле. Когда каденс достигает определенного порога, вы переключаете передачу вверх или вниз. Первый ездок должен дать команду «переключаемся», чтобы второй номер немного ослабил давление на педали и скорость гладко перескочила.
Спуск с горы. Тандем набирает большую скорость на спуске, поэтому надо контролировать его тормозами. Кроме этого, на спуске с поворотом есть возможность зацепить асфальт педалями. Поэтому лучше переместить внешнюю педаль в нижнее положение и перенести туда большую часть веса тела.
Подъем на гору. Здесь нет ничего необычного, всё так же, как и на одиночных байках. Держите высокий каденс, чаще переключайтесь на нижние передачи.
Педалирование стоя. Если есть желание повкручивать стоя, то на тандеме это нужно делать острожно. Первый номер командует второму, и тогда они встают, и начинают плавно педалировать стоя. На тяжело загруженном тандеме педалирование стоя может быть опасным.
Скорость тандема
Согласно нашим наблюдениям, в среднем, в зависимости от ветра и ландшафта, нагруженный туристический тандем быстрее обычного велосипеда на 10-30%. На равнине мы свободно держим 30 км/ч, тогда как на одиночных байках наша крейсерская скорость редко бывала больше 20 км/ч. При подъемах в горку разница заметна гораздо меньше.
Как мне кажется, тандем это замечательный выход для всех, кому интересны семейные велопоходы и покатушки. Жаль только, что они так мало распространены, сложно найти экземпляр, чтобы попробовать.
Если у вас есть опыт езды и путешествий на тандеме, то расскажите в комментариях.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.