В эти дни читатели закидали мою почту и личку ссылками на статью про город Альметьевск в Татарстане, власти которого неожиданно решили превратить маленький городок в велосипедный рай.
Статья является переводом заметки из блога датской компании Copenhagenize Design Company, которой было поручено разработать концепцию велотрансформации города в соответствии с современными европейскими стандартами.
Вкратце, там говорится, что в соответствии с планом, в Альметьевске уже построено 50км выделенных велодорожек (из двухста), а вообще, поставлены вот такие амбициозные цели — ничего невыполнимого для маленького городка со 150 000 жителей:
— рост доли велопоездок на 10% в течение пяти лет;
— 20% школьников, приезжающих на учебу на велосипеде, через пять лет;
— поездки на велосипеде должны быть одинаково популярны у мужчин и у женщин;
— ездить на велосипеде в Альметьевске станет безопаснее, чем раньше;
— приоритетное внимание к велоинфраструктуре в зимние месяцы.
Проект оценен в 3,6 миллиона евро, финансируется городским бюджетом и вливаниями от нефтяной компании ТатНефть. Вообще, заметка написана в крайне радужных тонах, видно, что датчанам таких крупных подрядов давно не перепадало.
Не исключено, что Альметьевск станет образцово показательным городом европейского типа, которым будет гордиться республика, а пользуются инфраструктурой жители или нет, дело десятое. А может быть и нет, может быть, люди бросят свои машины, сядут на велосипеды и станут передвигаться на байках и зимой и летом.
Велосипед — не транспорт в наших городах
Лично я приветствую абсолютно всё, что связано с развитием велосипедной инфраструктуры, но… извините, я не верю во всё это. Страшно далеки велосипедисты от народа и её правителей в странах бывшего СССР. Мне очень приятно пользоваться достаточно развитой сетью велодорожек в Таллине, но при этом я понимаю, что потрачены огромные деньги для нужд 1% населения.
Проблема не в велодорожках как таковых, а в велосипедистах, точнее, их малом количестве. Наклонные мусорки и подставки для ног около светофоров, это, конечно, круто, но пока мэр и другие чиновники не начнут каждый день ездить на работу на велосипедах, ничего не заработает.
Даже у нас, в относительно велосипедной Эстонии, байк для подавляющего количества велосипедистов — это спортивный снаряд, средство расслабиться после работы, подышать свежим воздухом, сбросить пяток лишних кг — всё, что угодно, но только не транспортное средство, о чем так мечтают градоначальники.
Впрочем, что-то я слишком негативно смотрю на вещи, в конце концов, даже невооруженным взглядом видно, что количество велосипедистов растет с каждым годом, пусть большинство из них катает только летом, но смена менталитета это вопрос десятилетий. Процесс идет, посмотрим, что из этого выйдет.
Зачем людям пересаживаться на велосипеды?
Меня всегда интересует, когда я слышу о подобных единичных проектах — а что заставит людей сменить свои автомобили на велосипеды? Пробки в городе с 150К жителей? Я вас умоляю… Забота о своем здоровье? Да, прокатиться после работы или в выходной хорошо для здоровья, но это мы и сейчас наблюдаем, и это не имеет никакого отношения к замене авто на вело в плане транспорта.
Что еще, забота об окружающей среде? Сомнительный стимул, чтобы пересадить среднего жителя небольшого (и не загазованного) города. Экономия времени и денег? Время на велосипеде не сэкономишь, потому что в маленьком городе твоя средняя скорость всегда будет меньше авто как минимум в два раза, денег не сэкономишь много, учитывая невеликие пробеги и то, что машина всё равно нужна.
Может быть, сработает в больших городах? Я не раз спрашивал знакомых москвичей и питерцев, стали бы они всерьез пользоваться байком вместо авто? Разумеется, нет, по их словам, лучше потратить два часа на дорогу и пробки в теплой машине, чем потеть на велосипеде или толкаться в метро.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Выходит, что при существующем положении вещей, у людей просто отсутствует стимул менять удобную и быструю машину на медленный велосипед, будь то большой или маленький город. Единственная причина, почему ничтожный процент населения передвигается на байках — энтузиазм, а энтузиазм, как известно, не подвластен логике и здравому смыслу.
Какой стимул может заставить обычного человека отказаться от повседневного использования машины в пользу велосипеда? А я вам скажу, какой — большие расходы. Пока расходы на содержание авто и непосредственные траты на бензин/страховку/парковку будут в пределах допустимых, водитель в здравом рассудке на байк не пересядет.
А как же в Европе?
Ссылаясь на опыт Дании или Голландии, часто приводят в пример менталитет, но что это на самом деле значит? Датчане что, из чего-то другого сделаны или они мазохисты, предпочитают теплому салону авто вдыхать ледяной воздух и мокнуть под дождем? Да ничего подобного, просто среднему датчанину очень невыгодно иметь машину и отдавать на её содержание треть своего дохода.
Если посмотреть на историю велосипедизма Европы, то первый её виток был после войны, когда у людей тупо не хватало денег даже на мотоцикл, а передвигаться как-то ведь нужно — вот вам совершенно естественное использование велосипеда в качестве транспорта, и даже отсутствие велодорожек не мешало.
Как только экономика пошла в рост, люди стали пересаживаться с вело на мото и авто, велосипед снова стал уделом спортсменов, энтузиастов, студентов и жителей провинции. Это абсолютно нормальный мировой тренд: пока денег нет, ездят на вело, как только деньги появляются, народ массово пересаживается на авто.
Кто был в странах Азии, тот знаком с дорожной иерархией: вверху джипы и пикапы, чуть ниже легковые авто, потом бигбайки, еще ниже скутера и мопеды, и в самом низу — велосипеды. Даже Индия и Китай активно пересаживаются с велосипедов на мотобайки и автомобили.
Так вот, возвращаясь в Европу — что же заставило людей повторно сесть на велосипед? Опять таки деньги. В семидесятые случился нефтяной кризис, и правительства многих европейских стран, осознавая свою зависимость от импортируемой нефти, решило снизить потребление бензина личным транспортом.
Внедрялось это в три параллельных потока: во-первых, резко были подняты цены на всё, что связано с автомобилем — бензин, страховка, налоги, парковка, штрафы и т.д., во-вторых, в городах стали активно строить велоинфраструктуру, а в третьих — началась массированная пропаганда передвижения на велосипедах, в ход шли все козыри, от улучшения здоровья и защиты окружающей среды до экономии личных средств.
И сработало ведь. Долго, медленно, но верно, за несколько десятилетий народу удалось вбить в голову нормальность и обыденность велосипеда в качестве транспорта. Многие люди в городах сейчас даже не задумываются от покупке авто, просто потому что они уже привыкли к велосипеду.
Говорить о том, что там живут какие-то высокодуховные люди, которым чужда тяга к комфорту — совершенно не верно. Стоит только сделать цены на содержание авто приемлемыми — народ, может быть, не сразу, но со временем пересядет в удобный и теплый салон машины. И следующему поколению будет так же дико использовать байк для повседневных поездок, как нашим с вами согражданам. Я, конечно, не беру в учет те места, где просто физически неудобно пользоваться авто — узкие улочки в центре европейских городов.
Так что на мой взгляд, сети велодорожек и наклонные мусорки — это замечательно и для нас, велосипедистов, это только плюс, но ни о каком массовом использовании байков нет и не может быть речи, пока автомобиль настолько доступен. Хотите так, как в Голландии? А вы готовы к снижению лимита скорости в городах и многократному повышению авторасходов? Может, лучше пусть останется так, как есть?
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.