Сегодня я хочу познакомить вас с интересным человеком, с которым я давно знаком по Фейсбуку и всё время вдохновляюсь его велоэнтузиазмом — Андрей Бурков жил в Таиланде и проехал уже не одну тысячу километров по азиатским странам — на складном велосипеде, с семилетней дочерью.
Сначала они путешествовали на одном велике — ребенок на багажнике, но сейчас дочь уже достаточно взрослая, чтобы ехать наравне с отцом (тоже на складничке).
Собственно, меня в первую очередь интересовал аспект велопохода с маленьким ребенком (что само по себе непросто), да еще и по Азии. Я попросил Андрея сначала рассказать, в каком формате они путешествуют, а потом немного описать свою 74 дневную поездку этого года по Малайзии, Шри Ланке и Ирану.
В конце этого рассказа я дам ссылку на страницу-отчет о его путешествиях, очень рекомендую заглянуть, я там надолго залип, потому что автор ко всему прочему еще и замечательный фотограф, есть на что посмотреть. Итак — рассказ Андрея.
Виктор Котовский: Расскажи, как путешествовать на велосипеде с ребёнком, как ты пришел к этой идее, в чем сложности и так далее.
Андрей Бурков: Вообще, вопрос относительно путешествий с детьми, в особенности младшего возраста, касается больше не технической части, а психологической. На уровне сознания многие просто не готовы отказаться от того комфорта, который у них есть в обычной жизни и «обычных» поездках. Мотивация отказа часто бывает очень наивная и явно не соответствующая реальному положению дел.
В реальности же, ребенок — это намного более живучее существо, с гораздо меньшим кругом потребностей, ограниченных по большому счету сном, едой и играми. И это надо иметь ввиду, если начинают появляться мысли о совместных путешествиях.
В моем же случае, велосипедная составляющая начала появляться ближе к четырем годам. Было понятно, что ребенок нормально переносит небольшие поездки, но никаких длительных выездов не было еще пару лет — обычная городская езда в магазин, на детскую площадку, в лес.
Находясь в Азии, пришло переосмысление велосипеда как транспорта, что с ним намного комфортнее ездить даже не в формате полноценного велосипедного путешествия, а просто как дополнение к выездам в разные интересные места.
Многократно увеличивалась мобильность и независимость от маршруток, автобусов и такси, не надо никого ждать и искать, за ограниченное время можно было посмотреть в разы больше, плюс исчезала необходимость ходить на большие расстояния пешком по жаре.
Побывав в таком формате сначала в Бангкоке, а потом пару раз в Лаосе и не увидев больших проблем, я стал готовить нормальное снаряжение для велосипеда и похода.
И первое, что надо себе сразу уяснить, если конечно ребенку не 1-2-3 года и он может спать на ходу в кресле — едешь уже не ты сам, и не группа, даже если поход групповой, а ребенок.
Поэтому весь режим передвижения подстраивается и зависит от него: увидел что-то интересное — остановились, устал сидеть — остановились, захотел пить — остановились, захотел играть с курицами в глухой деревне — остановились.
Эти потребности сразу ломают формат расчетов предстоящего пройденного пути.
Из ходового дня можно смело вычитать половину времени. После этого нужно понять, что поход это никакая не гонка и даже близко ничего к ней нет. Если понимаешь это рано, становится спокойнее. Если нет, комфорт в поездке станет ниже, даже если внешние факторы окажутся идеальные.
Дальше будут волновать особенности самого передвижения. Если велосипед один, то очень большую роль начнет играть количество снаряжения, ведь поверх этого еще надо уместить ребенка, самого себя и с таким весом не сломаться. Единственный вариант тут везти вещей по минимум, но и то, постоянно будет вопрос размещения продуктов и воды. Хорошо, если местность населенная, можно везти только воду и перекус. А если нет, то сладко не будет, как было например у нас в горном Китае.
Если велосипеда два, а это возможно уже от возраста 5-6 лет, то к низкой скорости передвижения (по факту средняя всегда не более 10 километров в час) добавится еще и настроение ребенка. Бывают моменты, когда он едет сам и достаточно долго, с учетом всяких остановок на отдых, еду, игры. А случается, когда движение пойдет очень тяжело, остановки буду постоянно чуть ли не через каждый километр. И ничего с этим по большому счету сделать нельзя.
Касаемо усталости, конечно все дети устают, но если они занимаются какой-то активностью в течении дня, их усталость не сильно-то и проявляется. На любой короткой остановке они будут бежать играть и исследовать место. И даже вечером на привале не сразу укладываются спать, а будут требовать поиграть в игрушки, рисование, которое обязательно надо брать с собой, добавляя эту часть к общему необходимому походному снаряжению.
Часто сам будешь хотеть завалиться спать-отдыхать, а ребенок еще пару часов может играть как ни в чем не бывало.
А вот разбудить утром во время бывает иногда проблематично. И тут есть зависимость от режима дня, если давать наиграться в течении дня, то потом на привале перед ночевкой, нужно меньше времени, можно почти сразу уложить спать с заходом солнца.
Главная проблема, являющаяся наиболее затратной с точки зрения сил и эмоционального напряжения, являются моменты пересадки с велосипеда на любой другой вид транспорта и обратно в случает комбинированного маршрута. А если велосипедов два или они вообще полноформатные, то это будет самым негативным моментом в поездке. Перенести, погрузить надо быстро, а за раз много, как бы хотелось, не унести. Будешь бегать туда-сюда несколько раз, а потом еще проверять, не забыли ли чего. Это у нас случалось, хорошо хоть без последствий и с возвращением забытого.
Последнее, что стоит упомянуть: вернувшись из первой поездки, ребенок в течении последующих месяцев постоянно спрашивал, куда и когда мы поедем дальше.
ВК: Как вы справляетесь с жарой в Азии, может есть график движения, чтобы не ехать в самое жаркое время? Лично меня удерживает от велопоходов в этих широтах жара, уже в 10 утра я не могу находиться на солнце, не говоря о том, что ехать на велосипеде.
АБ: Как такового режима и графика движения по большому счету не было. Конечно, для преодоления наибольшего расстояния за день необходимо было вставать раньше, ведь по факту только половина ходового дня тратилась на езду, вторая половина уходила на отдых, еду, осмотры и развлечения. Обычно, начало движения происходило через час-два после восхода солнца. Как таковой, спланированной, дневной остановки не было никогда. Почти всегда она смещалась по времени, но также их могло быть, что чаще, и две-три.
А вопрос жары, и разных проблем связанных с ней в Азии, можно разделить на несколько частей. Главная ошибка или непонимание состоит в том, что не сама жара тут проблема. Проблема — это сочетание высокой температуры (хотя она не такая уж и высокая в Азии, около +30 почти весь год, это не сильно больше, чем бывает и в европейской части континента) плюс солнца и, самое главное — влажности.
Отсюда и способы решения этой проблемы. Главный враг это солнце. Оставляя открытой кожу, резко повышается нагрев организма. Последствия нагрева быстро заставляют нас тратить большое количество воды, отсюда ощущение жары только увеличивается. И так по кругу до захода солнца.
Поэтому важно сохранять почти все части тела, прикрытыми от солнца. Максимум можно было держать открытыми часть лица и пальцев на руках.
В таком режиме получалась парадоксальная ситуация, когда ты едешь весь укрытый под палящим солнцем, и тебе не жарко — ветерок от езды обдувает, даже если ехать совсем медленно, но вот когда резко останавливаешься не в тени, вот тут начинаешь покрываться потом и перегреваться моментально.
Конечно же, необходимо отметить и индивидуальные особенности организма каждого человека, но суть тут примерно одна, чем ближе твой вес к оптимальному по соотношению к росту, тем легче переносится жара.
Отдельно еще стоит отметить такую вещь, как сухой сезон в Азии. Если большую часть года температура там колеблется в районе +30, зимой опускаясь в некоторых районах до +15-20, то в конце сухого сезона она подскакивает до +40 и даже более.
В таких условиях, это было в Мьянме в середине марта, нагрузка на организм подскочила в разы. Да, влажность в это время очень сильно падает, но с падением влажности, намного хуже ощущается порог твоего перегрева. Перегрев можно диагностировать только опосредованно по тому, сколько жидкости ты выделяешь.
Если за день выпил пару-тройку литров и ничего не выделил, то плохи дела, надо пить еще больше. Как следствие такой жары, силы утекают куда-то просто на ровном месте. И если в обычные +30 ты мог ехать 60 км за день и не уставать под вечер, то тут даже 40 км могут даваться с таким трудом, что вечером сил хватит только завалиться спать. А спать тоже не получится часов до 10-11 вечера, пока температура не упадет до комфортных +30 и ниже. Причем спать придется прямо на голой земле, потому, что любой коврик или спальник в таких условиях только сделает хуже.
Из плюсов можно выделить то, что не все дни в азиатском регионе ясные, почти всегда, часам к 9-10 утра появляются облака и ехать можно значительно комфортнее.
ВК: Что с ночевками, можно подробнее? Раскрой тему warmshowers (сайт типа couchserfing, только для велосипедистов), как народ реагирует, много ли шансов вписаться, как вообще в Азии с этим. Были ли дикие ночевки в палатке в лесу, как дочь отнеслась, не боялась ли?
АБ: С ночевками все становится просто, когда проедешь несколько стран. Опять же, все зависит от уровня необходимого комфорта, кому-то и гостиницы каждый день будет мало.
По большому счету старались и стараемся ночевать без привязки к конкретному месту к концу дня, поэтому ночевка в палатке практически безальтернативна.
Если целенаправленно выбирать только палатку, то даже тут можно облегчить себе задачу, особенно в Азии. Есть кучи мест, где можно ночевать в палатке и иметь под рукой душ, туалет и электричество, такие как заправки, буддийские храмы и мечети.
Если очень хочется, можно попроситься в дом к местным жителям. А если люди надоели и хочется побыть в тишине одному, то почти любой лес, или плантация, или пляж в вашем распоряжении. Если грамотно выбрать место, то ни местные вас не увидят, ни вы их.
Были конечно же и некоторые проблемы с поиском мест. В Малайзии часто нет возможности просто съехать в лес, везде плантации пальм со рвом с водой, поэтому там часто было проще найти мечеть и спросить там.
Можно и вообще не спрашивать, если приехать после вечерней молитвы, мечеть будет уже закрыта. Индусы к себе в храмы не пустят, это какая-то особенность у них. Возможно только сикхи. Буддисты пускают без проблем почти всегда сразу, изредка после разрешения главного монаха, плюс еще еды дадут вечером и утром с собой.
По настоящему дикие ночевки у нас были почти все время в Китае и на Шри-Ланке. Хотя Китай и перенаселен, но на юге не было проблем съехать с дороги на проселочную и буквально тут же встать около леса. Китайцы в деревнях ложатся рано, встают правда поздно, поэтому не бродят по ночам и не беспокоят. Да даже в городах они ложатся рано, можно поставить палатку почти в любом парке.
На Шри-Ланке было посложнее, но и там можно было встать практически в плотную к какому-нибудь поселению, просто съехав на проселочную дорогу или вообще тропинку.
Единственной проблемной страной, с точки зрения диких ночевок, была Мьянма. Официально там это вообще запрещено. К запрету еще добавляется то, что 70% населения не имеет электричества и расположение домов даже в лесистой местности трудно определить, проводов-то нет. Место может оказаться прохожим для пастухов, а среди ночи по близлежащей тропинке они могут поехать в поселок на мотоцикле.
Ребенку очень нравились подобные ночевки, было больше элемента настоящего приключения, особенно при поиске места. А потом еще и волнительных моментов, когда вокруг начинали летать летучие мыши размером с крупных птиц или петь павлины.
На счет ночевок в домах людей — в этот раз, можно сказать, это было сделано больше для общения и обмена опытом, чем собственно для ночевки. Касаемо сайта warmshowers, большинство его участников по настоящему хотят видеть у себе людей имеющих такие же взгляды на жизнь и путешествия. Принимают, размещают, показывают свой город, содействуют всем, чем могут. В Азии, конечно, база сайта не такая большая, но найти место вполне реально даже из этого скромного выбора (Андрей сам принимал гостей-велопутешественников через warmshowers прим. Котовского).
Зато в Иране, даже без разных сервисов, в некоторых местах вас будут просто так приглашать к себе домой. Часто даже в одном населенном пункте будет несколько предложений остаться — неловко отказываться.
ВК: Как воспринимали вас местные жители, какие вопросы чаще всего задавали?
АБ: Почти на всем протяжении маршрута, вопросы от местных жителей были однотипные, с небольшими вариациями одного и того же.
Сначала они хотели узнать откуда мы, постоянно путая нас с какими-то европейцами. Потом, узнав, что мы из России следовало удивление. Дальше, что было и в прошлых поездках, многие начинали вспоминать что-то о России, постоянно перескакивая на Путина, и влияние России в азиатском регионе.
Потом начинали расспрашивать о нашем маршруте, откуда, куда, зачем. Удивлялись ребенку, спрашивали не устает ли и почему мы только вдвоем. Нет не устает, а вдвоем, потому, что жене не позволяет работа.
Потом некоторые начинали более детальные разговоры. С имамом в мечети утром беседовали про человечность и помощь друг другу. Сам он в юности тоже путешествовал и работал в гос учреждении, сейчас учит молодежь.
В Иране вообще удалось провести целый урок английского, после того, как нас остановили на дороге и позвали в местную школу. Вопросы были примерно такие же, но были и более детальные, насчет нашего быта в пути, а так же наших культурных особенностей и что нас отличает и объединяет.
ВК: Насчет бюджета — раскрой тему, сколько надо денег для вашего формата путешествий.
АБ: Деньги это тоже важный вопрос в поездке. Если вычесть затраты на визы и перелеты, то из оставшихся затрат остается по сути только еда, очень редко одежда и кое какие запчасти для велосипедов.
По опыту поездки в Китай, где мы совсем не экономили, получалось грубо говоря, в районе 10 долларов в день. Но там мы не готовили ничего сами, утром покупали баоцзы и фрукты, днем останавливались поесть супа с лапшой, вечером опять или суп, или фрукты. И да, Китай, как и Таиланд не дешевая страна, это понимаешь, когда посмотришь другие страны.
Малайзия, например, касаемо еды дешевле, Шри-Ланка еще дешевле. На Шри Ланке вообще можно свободно ездить на 5 и менее долларов в день.
В прошлую длительную поездку в Китай на 42 дня понадобилось порядка 1000 долларов на все. Большую часть из которых составили затраты на транспорт. В этот раз затраты на перелеты были еще выше, но на 74 дня ушла та же сумма, что и в прошлый раз, та же 1000.
Если не летать на самолетах, и передвигаться только своим ходом, останавливаться в палатке или у людей по warmshowers, то можно очень бюджетно ездить по большей части планеты. Удивительно, но цена на продукты меняется очень слабо в зависимости от страны, только Индия и Шри-Ланка в этом плане выделяются еще большей дешевизной.
Путешествие по Азии на велосипеде
Еще после велопосещения Мьянмы, у меня стала назревать идея посетить и другие страны в азиатском регионе. Видя, как другие путешественники были в Индии, мне тоже захотелось посетить эту страну.
Лететь сразу из Таиланда было не очень интересно, поэтому был выбран вариант сначала посетить соседнюю Малайзию. В прошлом уже была попытка её посмотреть, но за пару дней о Малайзии сложилось очень противоречивое впечатление, которое хотелось или подтвердить, или опровергнуть полностью.
После Малайзии были мысли полететь сразу в Индию. Но подумав о близко расположенной островной Шри-Ланке, загорелись целью полететь сначала туда, а потом, если получится, переправиться в Индию. Позже, по подсказке опрошенных ланкийцев, удалось понять, что по морю переплыть в Индию не выйдет. Паромов нет, а рыбацкие лодки ой как не надежны в плане сроков.
После этого было принято решение выбирать альтернативный маршрут с минимальным количеством перелетов и возможностью после этого доехать по земле до России. Так выбор пал на неизведанный Иран, о чем мы не пожалели ни разу. Проехав в итоге из Тегерана вдоль каспийского побережья до Азербайджана, где наше путешествие и завершилось.
Краткие технические итоги
Продолжительность путешествия 74 дня до границы с Дагестаном. Пробег на велосипеде 2330 км. Набор высоты 9,5 километров. 4 страны, 3 из них в первый раз.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Визы
Визовый вопрос в этот раз волновал меньше всего. На всем маршруте визы делались или по прилету, или в электронном виде. В Малайзии вообще виза была не нужна, ставят штамп на 30 дней. На Шри Ланку можно сделать визу через интернет или сделать уже все на месте по прилету в аэропорту, по времени одинаково, по цене тоже одинаково. 40 долларов и 30 дней на Шри Ланке ваши, детям до какого-то возраста виза бесплатна.
Самая дорогая виза была в Иране. Хотя официально стоимость визы начинается от 50 евро, но, как говорят многие путешественники, часто стоимость скорее зависит от настроения визового офицера, чем от реальной стоимости. Плюс у некоторых еще требуют страховку. Нам в итоге виза обошлась в 70 евро с человека, многовато конечно, зато никаких головняков с посещением посольств и сбором документов.
Азербайджан безвизовый, как и большая часть бывшего союза.
Языки
В этот раз с языками вообще не было никаких проблем. Не понадобился тайский, как было в Таиланде и Лаосе. Не нужен был китайский в Китае и Гонконге. Везде есть возможность говорить по английски. Даже в самой глуши в Малайзии, Шри Ланке и Иране, без проблем находились люди, говорящие на приличном уровне английского. Ну а в Азербайджане так вообще большинство на русском разговаривает, даже и молодежь.
Погода
В этот раз, мы проехали наверное через все возможные климатические зоны, которые только можно увидеть в Азии. В Малайзии мы застали в самом активном виде сезон дождей, хотя дождей было не так много и они были короткие. В большинстве своем они выпадали на вторую половину дня или вечер. Из-за этого, количество диких ночевок в Малайзии было минимально. Все время перед закатом искали навесы или другие укрытия. А так, было жарко и влажно.
Шри Ланка очень удивила погодой. Хоть и та же широта, что и Таиланд и Малайзия, но погода совершенно другая. Никаких намеков на сезон дождей не было и в помине. На равнине дождей не было совсем, пару дней дожди мы застали только в горах в районе Кэнди. Плюс в горах было даже прохладно. На равнине жарко и сухо. Более комфортно, чем в Малайзии.
В Иране климат еще более разнообразен. Уже не такой жаркий и сухой в районе Тегерана, но опять жаркий и влажный в районе каспийского побережья, хотя и там погода менялась очень сильно, даже прохладно было несколько дней подряд вместе с дождями. В целом, климат ближе к Шри Ланке, по температуре даже приятнее.
Дороги
С дорогами проблем не было нигде. Но вот с качеством покрытия и шириной проезжей части дела обстояли по разному.
Если делить страны по качеству дорог с асфальтовым покрытием, то в Малайзии были самые плохие региональные дороги. (этот пункт меня удивил, так как Малайзия самая экономически развитая страна в регионе, и платные шоссе там просто великолепные. прим. Котовского).
И дело касалось не только их ширины — на большинстве дорог не было даже полосы для мотоциклов и асфальтовой обочины. В целом, покрытие на дорогах гораздо менее качественное, чем даже в соседнем Таиланде. Часто встречались участки помногу километров с растрескавшимся и вспухшим асфальтом, езда по которому превращалась в мучение.
Из плюсов было только то, что водители относились к велосипедистам трепетно и мирно дожидались сзади момента для обгона. Машин на дорогах местами достаточно много, если рядом нет платной автострады.
На Шри Ланке дороги можно разделить на два типа. Главные магистрали, с идеальным асфальтом, и проселочные дороги через поля и леса.Вторые часто могли начинаться вполне приличным асфальтом, но потом он мог переходить в совершенное разбитый, по которому можно идти только катив велосипед рядом, а потом и вовсе в грунтовку, качество которой можно сравнивать с асфальтом.
Самое удивительное, что по таким дорогам без проблем ездят рейсовые автобусы, как будто это не захолустье какое-то, а просто район большого города с названием Шри Ланка. Транспорта даже на главных магистралях не много, только у больших городов Коломбо, Негомбо ездят почти круглые сутки без перерыва. В остальных местах часто можно удивляться такому низкому трафику.
В Иране с дорогами был полный порядок. Все с хорошим асфальтовым покрытием и с широченной асфальтовой обочиной для мототранспорта. На большей части пути дорога вообще шла с физическим разделителем полос забором, а часто даже лесом или просто на расстоянии 20-30 метров друг от друга.
Единственная проблема была только в количестве транспорта. Его было очень много, но скорость движения не была какой-то запредельной, в среднем наверное не более 60 километров в час. То и дело на дороге встречались искусственные неровности для снижения скорости перед разворотами и перекрестками с кольцевым движением.
Терпимости персов на перекрестках надо отдать должное. Часто некоторые водители руками сигнализировали, что им очень надо выехать, а другие просто брали и останавливались и никто ни кому не сигналил по этому поводу.
Еда и вода
Еда в этот раз была просто откровением начиная с Малайзии. Уставшие от тайских блюд с рисом, почти все время останавливались поесть или у малайцев роти и супчиков, или китайцев супчиков и баоцзы, или индусов в чапати и острыми сладостями. Фруктов мало, много овощей и сямных блюд, особенно у малайцев. (поддерживаю, тайская пища быстро надоедает, Малайзия гораздо более разнообразна в плане национальных блюд и ощутимо дешевле — прим. Котовского).
На Шри Ланке еда тоже была близка к индийской в Малайзии, хотя встречались и разнообразные ресторанчики с типично тайским блюдом жареный рис. Найти еду можно даже в мелкой деревне вдали от главной дороги, чего нельзя было часто сделать в Малайзии.
Иран по кухне намного ближе к нам, чем к остальной Азии. Тут почти сразу исчезают острые блюда, и появляются почти родные нам кебабы близкие к котлетам, пироги с начинками и много молочки. Плюс ко всему, просто огромное количество фруктов и овощей повсюду за смешные деньги, а также разных сортов хлеба, начиная от тонких пресных лавашей, в которые заворачивают омлет с помидорами, багетами, и заканчивая хлебом барбери, близким к кавказскому толстому лавашу, на который намазывают сыр на завтрак, обед и ужин.
Воду за все время вообще ни разу не покупали. В Малайзии главный источник питьевой воды это мечети и некоторые китайские храмы. Покупать воду в автоматах на улице слишком расточительно, хоть и цена ее 10 сенов. Хотя этих автоматов, говорят, и много, но нам попадалось от силы пара за все дни пути. Зато в мечетях часто воду можно набрать из кулера. А о качестве воды можно судить даже по тому, что спросив однажды воды, местный имам пошел и набрал нам воды прямо из крана перед входом и мы не раз убеждались, что эту же воду набирают и пьют местные жители.
На Шри Ланке воду в большинстве своем пьют также просто из под крана, что в буддийских храмах, что в обычных ресторанчиках. Везде это безопасно, не везде она чистая от песка и мелкой взвеси, но везде безопасно так пить.
Ну а в Иране воды можно было набрать в любом доме или кафе. Местные жители с радостью давали набрать воды. Хоть страна была и мусульманская, но мечетей надо было еще поискать, не так как в Малайзии, где мечети были в каждой деревне. Поэтому мечети тут были просто как самый последний запасной вариант.
Ночевки
Все путешествие можно разделить на две части, первая это Малайзия и Иран, где почти каждый день мы останавливались у кого-то и даже если это была палатка, то ставили её под на весом у людей, и вторая — Шри Ланка, где почти все дни мы останавливались в палатке и лишь в крайних случаях просились в храмы.
Малайзия была самой терпимой страной с самым большим выбором мест для ночлега. Почти в любой деревне можно попроситься переночевать на территории мечети. Даже если территория имеет забор и ворота, ворота никогда на замок не закрывают, а имам и прихожане приезжают только к самой службе и уезжают сразу после нее утром и вечером.
Вечером последняя молитва проходит около 8-9 часов вечера, после этого можно до 5-6 утра спать в тишине и покое со всеми удобствами в виде туалета, душа и электричества под боком.
Плюс в Малайзии пять раз останавливались через сервис Warmshowers. Познакомились с кучей классных людей. Одними из которых были семья франко-говорящих швейцарцев Селин и Ксавье с трех летней дочкой Найлой, объехавшие за последние годы очень много стран Азии и Австралию с ребенком.
На Шри Ланке пару раз останавливались в гостинице, один раз по прилету чтобы отдохнуть после бессонной ночи, один раз на севере рядом с Маннаром и раз в Кэнди. Плюс несколько раз просились переночевать в храмы. А также пару раз ночевали у местных в домах на севере рядом с Маннаром у Кристофера Фернандо, который пригласил сам к себе, потом еще раз у него останавливались перед отлетом. Один раз в Сигирии, из-за опасности слонов и по пути с гор после Кэнди, когда нас застал врасплох сильный дождь.
Ночевки в Иране представляли из себя квест — чтобы переночевать в тишине и покое в палатке, надо было сильно постараться. Часто выстраивалась просто очередь из людей желающих тебя пригласить к себе в дом на ночлег.
Мечети в Иране вообще стоит рассматривать только как место дневного отдыха, источника воды и душа с горячей водой. Как ночлег они тут совершенно не приспособлены, их закрывают на ночь совсем и не позволят остаться.
Главенство ислама в Иране сильно преувеличено, мечетей мало, найти её еще надо постараться. Большинство населения хоть и формально являются мусульманами, но общество вне государственных институтов вполне даже светское, и тяготеет к их старой вере Заратушту, плюс алкоголь не является запретным, хотя такой жести как в России и христианских странах тут нет.
Деньги
Как и прежде, использовали только наличные. Один раз на Шри Ланке снимали деньги в банкомате. В Малайзии также снимали деньги и произвели обмен для будующего пути в Иране и виз Шри Ланки и Ирана.
На момент поездки курсы валют были примерно такие
USD : Малазийский рингит 1:4.17
USD : Шри Ланкийская рупия 1:147
USD : Иранский риал (таман) 1:31800 (1:3180)
USD : Азебайджанский манат 1:1.62
Интересная особенность валютных перепетий в Иране заключается в том, что там не используют в обиходе понятие риал. Да, деньги называются риалы и на банкнотах и монетах об этом написано. Но в обиходе используется денежная единица в 10 раз меньшая. Такая народная деноминация излишнего количества нолей, и на деле, когда написано ۵۰۰(500) надо давать банкноту 5000. Местные к этой системе привыкли и не обращают на нее никакого внимания, но иностранцев это вводит в замешательство и никто это не объясняет почему оно так…
Связь и интернет
После поездки в Мьянму и использовании там всю дорогу мобильного интернета, в Малайзии и Шри Ланке покупались сим карты для интернета. Со связью проблем не было никаких. Хотя в Малайзии были временами проблемы с зоной покрытия 3G, неожиданно, сети поколения 4G слишком быстро захватывают рынок и телефоны без поддержки её имеют проблемы. В остальном никаких проблем нет со связью.
В Малайзии Интернет дороговат, около 10$ за 3 гигабайта. На Шри Ланке наоборот, интернет очень дешев, 1.5-2$ за 2 гигабайта.
В Иране мобильным интернетом не пользовались. Хватало Wi-Fi в разных местах.
С зарядкой электроники в этот раз вообще проблем не было. В Малайзии заряжались в мечетях во время отдыха днем и вечером.
Также, перед самым стартом, была заказана более мощная солнечная батарея для зарядки с двумя USB портами, которую забрали по прибытии в Кукла Лумпур.
После этого вообще пропали все проблемы с зарядкой электроники и необходимость остановки где бы то ни было. В течении дня по очереди заряжались телефоны и пауэр банк и даже в облачную погоду зарядка работала, хоть и медленнее.
С розетками была целая история. В Малайзии были огромные и неудобные британские с защитным пином, в которые можно было впихнуть европейские вилки если разблокировать защиту.
На Шри Ланке был микс из британского-малазийских розеток и местной разновидности с круглыми отверстиями, но также с защитным пином. Благо уже адаптер для подключения был не нужен, надо было разблокировать только защитный пин.
В Иране все розетки европейского типа и никаких переходников использовать не нужно. Это было прямо глотком свежего воздуха после разношерстных вилок в азиатском регионе.
Велосипед и снаряжение
Из снаряжения в этот раз были два складных велосипеда. Большой с 20 дюймовыми колесами и мелкий с 14 дюймовыми для ребенка.
При таком раскладе ребенок мог ехать впереди или рядом, из-за чего резко снижалась нагрузка и на мой велосипед. При этом проходимое за день расстояние не сильно уменьшалось.
Вещей в этот раз было больше, пришлось везти с собой еще и пару компьютеров с дисками. Это конечно не добавляло комфорта, но исключить это было нельзя. На старшем велосипеде все также были установлены четыре герметичных сумки, плюс на багажнике был закреплен рюкзак с компьютером.
Поломки
Поломок как таковых не было вообще.В Куала Лумпуре была превентивно заменена каретка у старшего велосипеда и переделано крепление регулируемого выноса, предотвратившее его сползание и расслабление.
При перелете в Тегеран при транспортировке погнули лапку крепления звездочек на большой велосипеде, из-за чего передние звезды начали вращается с большим биением. Удалось починить ломиком в одной из веломастерских в пригороде.
Также в Иране, уже на каспийском побережье, пришлось менять заднюю тайскую покрышку, у которой начал рваться корд. Передняя китайская, купленная за 20 юаней еще год назад так и откатала без всяких проблем. На маленьком велосипеде один раз подтягивали растянувшуюся цепь. Больше проблем не было.
Из проблем с колесами было еще два прокола у большого велосипеда на Шри Ланке и один прокол у меленького велосипеда в Иране. Больше проблем никаких.
Встречи
В Малайзии один раз встретили местного парня, причем тоже на складном велосипеде, рядом с городом Тайпин.
В Иране несколько дней ехали вместе с персом Мейсамом из Западного Азербайджана, которого потом потеряли, а найти не смогли. И еще раз встретили группу персов уже почти у самой границы с Азербайджаном.
На Шри Ланке велопутешественников встречено не было.
______________________________________________________
Вот ссылка на отчет о предыдущем велопоходе Андрея по Мьянме, почитайте, посмотрите фотографии, не пожалеете.
А здесь лежат фотографии из описываемого в этой статье путешествия, кадров очень много, я смотрел в пять приемов, не мог оторваться. Крайне рекомендую, фотки поразительно передают дух путешествия.
Не знаю, хватит ли у меня смелости когда-нибудь вот так прокатиться с сыном на велосипедах по Азии. Я еще представляю нас в Европе, но Азия… Это просто другая планета, во всех отношениях.
У кого есть дети, особенно маленькие, напишите пожалуйста, что вы думаете о таком формате путешествий, хотели бы сами так прокатиться? Представьте, какие яркие впечатления у ребенка после таких велопоходов.
Если есть вопросы — обязательно пишите в комментариях, Андрей ответит.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.