Что ни весна, так регулярно начинается духовное противостояние велосипедистов и автовладельцев. Смотрю вот, в России 30 марта приняли поправки к ПДД, которые хотя бы как-то обращают внимание на наш любимый вид транспорта.
Недавно читал, что в Риге собираются упразднить 300 парковочных мест в пользу создания новых велосипедных дорожек. А ведь Рига — город небольшой, 300 мест для автомобилей — это очень много, на новостных сайтах водители изрыгают проклятия на головы градоначальников и велосипедистов.
Если взять Европу, особенно ЕС, то там водителям год от года становится всё тяжелее. Почти повсеместно растет цена на топливо, причем не из-за подорожания нефти, а из-за повышения акциза. Налоги на транспортное средство, дорогущая страховка, парковочные расходы — всё это просто кричит: «хочешь иметь машину — плати за всё и за всех».
Многие европейские города планируют в перспективе закрыть свои дороги для автомобилей с ДВС, то есть в центр можно будет въехать только на велосипеде или электромобиле (общественный транспорт тоже будет переведен на электричество или водород). И заметьте, что антиавтомобильная риторика и навязывание велосипеда последние годы идет по нарастающей.
Неудивительно, что водители, которые раньше просто не замечали велосипедистов, теперь начинают их тихо ненавидеть. Я не могу, конечно, говорить о иностранных автовладельцах, но наши весьма озлоблены. Даже в Эстонии, несмотря на широкую распространенность велосипеда, они (судя по комментариям в сайтах) крайне негативно относятся к тому, что свободы велосипедистов расширяются, а платить за всё это приходится автомобилистам.
Увы, не Голландия
Как мне кажется, здесь есть доля справедливого гнева. Я не буду говорить про Россию, Украину и прочие большие страны бывшего союза, возьму опять-таки Прибалтику. В велосипедные дорожки, их разметку, социальную рекламу и тд. вкладываются огромные деньги. Но по факту я почему-то не наблюдаю здесь второй Бельгии или Голландии.
Один мой приятель, заядлый автолюбитель и ярый вело-ненавистник восклицает : «Сколько сделали велодорожек за наш счет! Нам сказали, что это разгрузит автомобильный трафик и освободит парковочные места, потому что люди будут больше пользоваться велосипедами.
А на самом деле по этим дорожкам катаются в основном любители выгулять свой байк в солнечный день. Это те люди, которые всё равно не пользуются великами в качестве транспорта, в сентябре их уже не видно, а с октября по март по дорожкам ездят считанные велосипедисты.»
Ему трудно возразить — почему-то не идет у нас в массы идея вело-транспорта. Объективных причин много — плохой климат, мало велопарковок и много воровства, нет возможности помыться на работе, не хватает физической формы для активного вкручивания.
И как мне кажется, ничего не будет меняться, хоть всю страну заасфальтируй под велодорожки. Я даже себя ловлю на том, что когда мне нужно куда-то по делам, я просто сажусь в машину и еду. Что уж говорить о людях, для которых велосипед — это просто развлечение на несколько покатушек в году. Вот так и выходит, что сеть велодорожек, на которые потратили столько общих денег — просто развлечение для очень малого количества граждан.
Почему же это работает в Европе?
Я спрашивал людей, использующих велосипеды в качестве транспорта в Европе, почему они это делают, и ответ почти всегда был один — это экономит деньги. Не иметь машину и не пользоваться общественным транспортом в тех широтах — огромное облегчение для бюджета.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Но каким-то образом в тех странах удалось путем повышения стоимости владения личным транспортом выдавить на велосипеды не маргинальные слои общества, а наоборот — интеллектуальную и деловую прослойку.
Я читал исследование на тему того, кто больше всех использует велосипед в качестве транспорта в Европе, и оказалось, что это студенты, преподаватели и офисные работники. А у нас, любой уважающий себя гражданин будет до упора цепляться за возможность ездить на машине, и если уж кто и перейдет на байк, то это будет человек, стоящий на грани нищеты (не считая нас, фанатов). Менталитет?
Реальная надобность или способ освоения бюджета?
Поэтому, наверно, надо в чем-то согласиться с гневом автовладельцев, которые не понимают, зачем нужны такие преференции для меньшей части общества, причем, которыми она и не особо пользуется.
Я, хоть и фанат велосипедной езды, но мне как-то неприятно, что прикрываясь нами, большинству агрессивно навязывается совершенно чуждый (по крайней мере сейчас) образ. Возможно, я многого не понимаю, но мне кажется, что в ближайшее время мы вторую Голландию у себя не увидим.
Не подумайте, что Котовский сошел с ума, и начал что-то говорить против вело-инфраструктуры, просто мне кажется, что вся шумиха вокруг этой темы сейчас педалируется искусственно.
Логика понятна — пилить бюджеты нужно, и «внедрение» велосипедной идеи, в сочетании с постоянным повышением автомобильных налогов и акцизов как нельзя лучше подходит для нового тренда, который можно разрабатывать многие годы.
А как по мне, если вы хотите сделать город более bike friendly, так вместо строительства очень дорогих (и не всегда логичных) велодорожек можно просто окрасить в яркий цвет велополосы на проезжей части и самым жесточайшим образом наказывать автомобилистов за нарушения. По такому пути пошли многие города Европы, и с велодвижением там всё прекрасно.
И еще, я глубоко убежден, что пока градоначальники, которые проталкивают в массы велосипедную идею, будут ездить на работу на мерседесах, то ничего в сознании граждан не поменяется. А ведь немалую часть поддержки жителей Лондона Борис Джонсон получает и из-за того, что добирается до мэрии на велосипеде. Людям очень важно видеть, что слова подкрепляются делом.
Так как многие из моих читателей не только оголтелые велосипедисты, но и вполне даже законопослушные автовладельцы, то вопрос к вам, как к людям, стоящим одновременно на двух позициях — нормально ли это, что сейчас пытаются пересадить людей на велосипеды?
Возможно, что в ваших странах еще ничего такого не видно, но это временно. Что вы собираетесь делать, когда всё чаще будете слышать предложение из «верхов» использовать велосипед в качестве транспорта, причем попутно расходы на авто стремительно вырастут? Будете платить или таки пересядете на железного коня окончательно?
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.