Велосипедные седла Brooks, стоит ли покупать, выбор модели и отзывы

Brooks за свою вековую историю выпустил целый зоопарк кожаных седел для велосипеда, но в этой заметке я рассмотрю только актуальные на сегодня (и на мой взгляд) модели.

Опять-таки для начала сообщение тем, кто не в секте Брукса и не понимает шума вокруг этого производителя — бруксовские седла стали так популярны в среде катающих далеко и много, из-за свойства кожи «прикатываться» к индивидуальным особенностям задницы велосипедиста.

Ни в коем случае не верьте убеждениям фанатов, что вам обязательно нужен Брукс — сиденье создано для велотуристов, велокурьеров и городских велосипедистов, то есть для тех, кто проводит очень много времени верхом.

Им нужен максимальный комфорт в пятой точке, поэтому они готовы мириться с большим весом этого седла и необходимостью ухода за ним. Последнее, впрочем, сильно преувеличено, смотрите мою заметку об уходе за кожаным седлом Brooks, по факту, весь уход — пару раз в год намазать кожу специальной мазью.

Кому НЕ нужен Brooks

Я за шесть лет эксплуатации Брукса не разочаровался в нем, но прекрасно осознаю, что для спортивного применения выбрал бы легкое гоночное седло от Specialized или Selle Italia, наплевав на дискомфорт при езде. Разница в весе между кожаным седлом и спортивным может составлять до 400 грамм, а это немало, если речь идет о езде на результат.

Так же я не советую тратить деньги на Brooks, если вы только в самом начале своего велосипедного пути и катаете пока что еще «вокруг клумбы». Сначала приучите себя к велосипеду, пусть пятая точка адаптируется — без тренировок вам не поможет никакое чудодейственное и дорогое седло.

Вообще, если вы новичок, то лучше прочите мой ликбез: как выбрать седло для велосипеда, там подробно описано, чем один тип отличается от другого и почему вообще болит зад от езды.

Рекомендовано начинающим и продолжающим

Вот для тех, чьи пробеги перевалили хотя бы за 50 км, и предназначена эта статья. Вы начали катать часто, много и желаете увеличивать дистанции. Зад вроде бы не беспокоит на первых десятках километров, но через два-три часа езды начинает ныть и саднить.

Седло Brooks может помочь на больших расстояниях, лично для меня было открытием, что оказывается, в марафоне после 200 км есть жизнь можно спокойно ехать и не мучиться из-за стертого зада. По крайней мере, лично я ездил на Бруксе 300 километровый марафон и вообще не имел никакого дискомфорта.

Натирает или наминает?

Для начала убедитесь в том, что:

  • Задница болит от езды на велосипеде из-за намятого «мяса», а не натертой кожи.

После того, как вы купили велосипед, приучили свою нижнюю точку к стоковому (стандартному) седлу  и начали выезжать подальше, в какой-то момент приходит боль. Дело в том, что нижнее белье пропитывается потом, кожа зада и паховой области неизбежно начинает стираться.

Скорее всего, вы могли бы на этом же стоковом седле проехать еще немало, прежде чем зад заболел по настоящему, но пот раздражает поврежденную кожу, ехать становится больнее с каждым километром, и вы решаете двигать домой, вместо установления личного рекорда расстояния в этот раз.

Решение — купить велошорты с «памперсом» (прочитайте по ссылке статью про пользу велоформы) и продолжать катать на стоковом седле. Памперс в отличие от х/б нижнего белья не впитывает влагу, а пропускает её, поэтому кожа натирается в значительно меньшей степени. Возможно, вам вполне хватит тех дистанций, которые можно проходить на стандартном седле с велошортами.

Другой путь — покупка сиденья Брукс, которое решает эту проблему, ведь велотуристы едут по 150-200 км в день, будучи одетыми, как правило, в обычную одежду. Кожа седла «дышит», поэтому в местах касания вашего зада пот просто испаряется, а не скапливается в нижнем белье.

Из-за этой особенности кожаные седла так любят велокурьеры и люди, которые используют велосипед для городской езды — возможность катать помногу в обычной гражданской одежде.

Например, я катаюсь на своем складном ситибайке с Бруксом в обычных штанах или джинсах, пробеги часто уходят за сотню в день, и никогда не было никаких проблем с натиранием.

14890523_538989272970013_7488456436662971350_o

Итак, если вы стали ездить далеко, много и пришли к выводу, что после определенного километража пятая точка начинает болеть именно из-за намятого «мяса», то ваш путь — покупка Brooks и открытие для себя больших дистанций.

Подчеркиваю — покупать Брукс для покатушек 30 км не имеет смысла. Тренированный зад, оборудованный памперсом должен держать это расстояние без проблем.

Недостатки велоседел Brooks

Минусов, на мой взгляд, ровно три, но они не так страшны при ближайшем рассмотрении.

  • Цена. Сидение довольно дорогое, особенно для начинающих велосипедистов

Приобретение Брукса можно рассматривать, как инвестиции в комфорт на протяжении всей велосипедной жизни. Возьмем мой пример. С 2007 года (когда я сел на велосипед) до 2011 года (покупка Brooks) я потратил на поиски приемлемого для себя седла несколько сотен евро.

У меня были гоночные и туристические модели Selle Italia, Fizik, Specialized, хорошие седла, стоящие своих денег, но я всё же искал нечто, что даст ощущение комфорта любимого кресла.

В конце концов решил попробовать Брукс — и всё, теперь вопрос закрыт. Больше не надо тратить деньги на эксперименты. Учитывая, что эти седла живут очень долго (при минимальном уходе), встречаются отчеты от велотуристов, которые ездят по 50 лет на одном и том же экземпляре — неплохая инвестиция.

  • Кожа боится воды и требует ухода

В отличие современных седел, обшитых кожезаменителем, Брукс не любит прямого попадания воды и в случае езды в сильный ливень требует ухода. Чем дольше кожа находилась под воздействием воды, тем сильнее она размякла. Высохнув, кожа стягивается, её свойства ухудшаются, прикатанность к вашему заду может временно исчезнуть.

Все эти вещи возможны только если седло оказалось под действием воды в течение долгого времени. Например, вы ночевали в палатке, а вел стоял на улице, ночью лил ливень и всё это время седло намокало.

Чтобы после такой ночевки кожа не начала портиться (чтобы реально испортиться, таких намоканий нужен не один десяток) вам надо в начале сезона обработать кожу с верхней и нижней стороны специальной мазью Proofide.

Баночки хватит лет на десять, это телячий жир. После каждого сильного (подчеркиваю — сильного) намокания еще раз обработайте кожу седла Пруфидом, сверху и снизу. Это восстановит эластичность кожи после высыхания. В конце сезона перед тем, как поставить вел на зимнее хранение, смажьте седло опять. Получается, в зависимости от обстоятельств, обрабатывать мазью придется два-пять раз в год.

Если просто ехать под дождем, то ничего страшного не случится — сверху седло закрывает ваша задница, а снизу намокание не так опасно, там невыделанная сторона кожи.

  • Ухудшающееся качество сборки

За последние годы я стал чаще встречать жалобы на плохую сборку седел Brooks — люди недовольны тем, что заклепки стоят криво и цепляют за одежду при езде, это самое распространенное упоминание. Иногда пишут о кривых рамках, из-за чего один край посадочной площадки чуть-чуть выше другого.

К качеству самой кожи пока претензий нет, но и те жалобы, что есть, навевают на грустные мысли. Вопреки ожиданиям, производство не переведено в Китай, я писал заметку о том, что кожаные седла Брукс выпускает в Англии, но видимо, криворукость местных рабочих может составить конкуренцию китайцам.

К счастью, реально бракованные экземпляры магазины меняют или возвращают деньги, а перекошенные заклепки и кривизна рамки влияют только на эстетическое восприятие. Очень надеюсь, что производитель с вековой историей и замечательной репутацией наладит контроль качества.

Сколько весит седло Брукс

Большой вес (Brooks весит примерно 550 грамм) я не могу однозначно записать в недостатки, потому что разница с хорошим, но не топовым седлом туристического/прогулочного класса составит всего 200 грамм, что для ситибайка или туринга просто смешно.

Какое седло Brooks купить

Я сделал небольшой обзор нескольких актуальных на данный момент моделей:

Brooks B17

Эта модель седла является базовой, впервые представлена еще в 1898 году и до сих пор остается самым популярным седлом среди велотуристов и прочих любителей много катать. Оно выпускается в нескольких вариациях, я считаю наиболее важными две из них:

STANDART (STD)

Подходит для всех, но лучше для людей с обычным или плотным телосложением. 

brooks_saddle_126

Я езжу именно на Brooks B17 Standart с 2011 года, прикаталось оно под мой зад примерно за 300 километров, вообще никаких нареканий. Через полгода начало поскрипывать, поэтому пришлось подтянуть кожу при помощи регулировочного винта натяжения.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


NARROW

Brooks B17 Narrow — то же самое, что и Standart, но более узкое в месте посадки седалищных костей. Подходит для людей худощавого телосложения, с узкой костью. 

brooks_narrow_1298

Кроме Standart и Narrow есть еще такая разновидность модели B17, как Titan, облегченное седло с титановой рамкой (в обычном стальные рамки). Оно весит меньше Стандарта, но стоит в два раза дороже и при жестких условиях эксплуатации может сломаться под тяжелым ездоком.

Еще есть вариация Brooks B17 Special Copper, стоит немного дороже Стандарта и отличается медными заклепками вместо стальных.

Brooks Team Pro

Это седло позиционируется производителем как спортивное, оно уже, чем B17 Standart, стоит примерно столько же. Я рекомендую эту модель владельцам шоссейников, которые ездят марафоны. 

brooks_team_pro_1674

Существуют другие вариации этой модели, отличаются весом и материалом заклепок (сталь/медь).

Brooks Cambium

Камбиум — инновации от Брукса, основа этого седла сделана из каучука и обшита хлопковым материалом. Весит примерно на 100 грамм меньше, чем кожаный B17. Фишка этой модели в том, что она не требует прикатки и не боится воды.

При этом, каучук обещает комфорт для пятой точки, а хлопковая обшивка позволяет «дышать». На данный момент можно купить две разновидности Cambium — С17 и С15.

Cambium C17

Эта модель как бы предлагает некожаную альтернативу флагманскому Brooks B17 — для тех, кому нужны инновации и не нужны заморочки с обслуживанием кожи. По отзывам, Камбиум отлично подходит для ежедневной езды по городу в гражданской одежде. Хлопковая ткань отлично работает с джинсами, пот испаряется, кожа задницы не натирается.

brooks_cambium_4876

Что касается длинных дистанций, то здесь Cambium весьма уступает кожаным моделям, судя по отзывам владельцев, после 100 километров они хотели бы вернуться на B17.

Cambium C15

Эта разновидность рекомендуется как гоночная модель, её можно ставить на шоссейные велосипеды для прохождения марафонов. Посадочные места более узкие, всё остальное одинаковое.

brooks_cambium_c15_444

Я не знаю, имеет ли смысл Brooks Cambium. Модель получилась неоднозначная, хотя и весьма популярная. С одной стороны, вроде бы в ней и нет ничего такого, чем брал кожаный Брукс — индивидуальная прикатка к конкретному заду, комфорт на очень далеких дистанциях, а в другой — седло всё же вполне подходит для катания весь день в любой одежде. Не нужны велошорты, можно ездить в джинсах.

________________________________________________

Пожалуй, эти три модели являются самыми актуальными на сегодняшний день. Кроме этого, есть еще несколько важных функций, которые нужно учитывать при выборе седла Брукс. Это не модели, а именно функции, которые можно выбрать с седлами B17, Team Pro, Cambium и многими другими.

Imperial — что это значит

Седла, в названии которых упомянуто слово Imperial, отличаются от обычных моделей прорезью посередине. Эта прорезь уменьшает давление на мягкие ткани промежности, простату и т.п. Если поначалу я с сомнением относился к этой функции, то сейчас, пожалуй, купил бы себе именно такую модель.

imperial_33

При этом надо помнить, что в кожаных седлах кожа является основой сама по себе, поэтому дополнительные отверстия не способствуют долголетию. За то время, что я слежу за отзывами о седлах Brooks, мне не доводилось еще услышать о том, что Imperial порвался, тем не менее, я не верю, что такое сиденье проживет 50 лет, как тот же B17 STD.

Aged — обработанная кожа

Этим словом Брукс называет варианты моделей с искусственно состаренной кожей (специально обработанной). Это делается для того, чтобы пользователь не тратил несколько сотен километров для «прикатки» и разноски жесткой кожи, а смог сразу, буквально за первую поездку адаптировать поверхность сиденья к своему заду. Даже, точнее будет сказать, что кожа там такая мягкая, что проминается только в момент езды, поэтому на одном и том же седле могут ездить разные люди.

aged_127

Опять-таки, в теории состаривание кожи может сказаться на долговечности седла, но фактов преждевременного разрушения этих моделей у меня нет. К тому же, нельзя не отметить, что Aged сиденья выглядят очень стильно на ситибайках.

Woman specific — женские седла Brooks

Разумеется, выпускаются разновидности моделей седел для женской анатомии — более широкие в посадочной части и с более коротким носком. Вот так выглядит разница между женской и мужской моделью седла B17 STD:

woman_brooks_4433

Если хотите порадовать свою жену-велосипедистку, то подарите ей женский Brooks. Моей жене этот подарок очень пришелся по заднице по душе, она по настоящему оценила его в нашем велопутешествии по странам Европы, продлившемся полтора месяца.

Аксессуары от Brooks

Производитель выпускает дорогие, но стильные аксессуары для истинных ценителей бренда.

Сумка на седло велосипеда

brooks_bag

Мультитул

multitool0988

Винтажные гоночные шлемы

vintage_helmets

И многое другое.

____________________________________________________

Отзывы о велосипедных седлах Brooks

За время, которое я веду этот сайт, мне довелось услышать десятки, если не сотни отзывов про эти седла в комментариях и письмах от читателей. Мало того, я даже находил благодарности себе в отзывах на Чейне, это было забавно прочитать там, что дескать, спасибо Котовскому, что убедил. 🙂

В целом, если скомпилировать все отзывы в один, то получится следующее:

«Вопрос комфортной езды стоял долгое время, поменял много седел, слышал про Брукс, но не очень верил в его свойства, потому что владельцы похожи на сектантов. Всё-таки купил попробовать.

Первые километры вызвали ощущения напрасно потраченных денег: едешь как будто на доске, никакого комфорта. Намазал Пруфидом и проехал в общей сложности 300 км. Всё-таки зря выбросил деньги, надо возвращать стоковое седло.

Еще раз намазал Пруфидом, проехал уже 500 км. Начал что-то чувствовать, но не понимаю, был ли смысл в покупке кожаного седла. Проехал 1000 км и поймал себя на мысли, что просто не думаю больше о задней точке, какой бы ни была дистанция.

Стал реже надевать велоформу, иногда катаюсь в гражданской одежде. Комфортно, не натирает, не болит. Поставил топталки — контактные туфли не подходят к джинсам и твидовому пиджаку.

Спорил на форуме о свойствах кожаных седел. Назвали сектантом. Подарил Брукс девушке, с которой катаем вместе. Она восприняла это как предложение руки и сердца. Придется жениться.»

Ну, вот, как-то так. 🙂 А если серьезно, то в 90% случаев люди, которые осознанно подошли к выбору лучшего седла для длительной езды на велосипеде, получили то, что искали. В 10% я встречаю мнение, что человек купил, пробовал ездить, обрабатывал мазью, но всё равно в конце концов не проникся. Почему так, я не знаю, может быть вы выскажете мнение в комментариях.

Для себя я решил, что пока катаюсь в прогулочном/туристическом стиле, то буду продолжать использовать свой Brooks B17 STD. В теории, если куплю шоссер (а скорее, гравел байк), то поставлю на него Brooks Team Pro Imperial. И уж совсем фантастическая версия, если меня снова захлестнет велофетишизм, и я возьму себе легкий и дорогой шоссейник, то уж хочешь не хочешь, а от кожаного седла придется отойти.

Интересно было бы узнать мнения «отступников», то есть тех, кто катал на Бруксе долгое время, но потом по каким-то причинам решил перейти на другое седло. Расскажите, почему вы приняли такое решение. Ну и вообще, любые мнения приветствуются. И да, я сектант. 🙂


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах