Велосипедные журналы в начале каждого сезона публикуют своё видение развития велоиндустрии на ближайший год, а чем мой сайт хуже? 🙂 Решил озвучить свои мысли по поводу того, куда велосипедный мир (а следовательно и мы) будет двигаться в 2017-2018 гг.
Мой обзор, к сожалению, ограничен только теми сферами, которыми я сам интересуюсь, охватить весь велосипедный рынок не получится. Итак, 12 основных трендов этого года по моей версии.
Шины становятся шире
Тенденция с увеличением ширины резины продолжается, как в MTB, так и в шоссе. Сейчас уже стандартом обычного, не слишком гоночного шоссера стало 25мм, а комфортные и эндуранс шоссейники оборудованы 28мм.
Вместе с этим становятся шире обода, увеличиваются зазоры рам и вилок, и такую тенденцию можно только приветствовать. Увлечение миллиметровыми зазорами и резиной 23мм, набитой до 10 атм в сегменте любительских шоссейных велосипедов было временным помешательством на почве игры в профи спортсменов. Обычному человеку на обычных дорогах не нужен столь экстремально жесткий вел.
Читайте инструкцию Как выбрать покрышки для велосипеда
В области кросс-кантри ширина резины тоже подрастает с годами, во-первых, это напрямую связано с тем, что появилось четкое понимание того, что на бездорожье у колеса с широким пятном контакта ниже сопротивление качению, не говоря уже о лучшем сцеплении. Во-вторых, этому способствует уменьшение веса колес и бескамерная технология. Сейчас в XC нормальным считается размер 2.3.
Покрышки 2.6 и новый стандарт Boost
В подтверждения предыдущего тезиса — популяризация покрышек размером 2.6, которые можно установить в некоторые стандартные рамы, а для тех, кому не хватает ширины — новый стандарт Boost, который позволяет использовать еще более широкую резину.
Втулки Boost более широкие, соответственно, требуются рамы и вилки с расширенными дропаутами и специально адаптированные под этот стандарт системы с передними звездами. Приживется эта тема или нет, как раз должен показать 2017 год, но судя по отзывам любителей на западных форумах уже и так видно — взлетит. В основном Boost предполагается использовать в all mountain, эндуро и агрессивном кросс-кантри. Также неожиданно этот стандарт нашел своего пользователя среди владельцев электро горных байков — педальный ассистент помогает крутить тяжелые колеса.
Шоссейные дисковые тормоза
То, что дисковые тормоза покорили шоссейный сегмент, становится совершенно ясно, стоит взглянуть на модельный ряд основных велобрендов. Топовые шоссеры уже у многих производителей идут безальтернативно только на дисковых тормозах. Средний уровень еще предлагает выбор между ободными и дисковыми тормозами. Замечу, речь идет не о смешанных форматах типа гравел, эндуранс и адвенчер, а именно о гоночных шоссейниках.
Остается ждать, пока ободные тормоза полностью исчезнут из списка оборудования, думаю, это произойдет в ближайший год-два и распространения гидравлических тормозов в более дешевые ценовые сегменты. Недавно я написал заметку о том, что ободной тормоз умер в масштабах велорынка, а мне возражали, что дескать, в магазине около их дома полно еще велосипедов на вибрейках, а шоссеров на дисках они вообще в глаза не видали.
Как вы считаете, вибрейки и колеса 26 дюймов умерли или еще поживут?
Просто загляните в модельный ряд 2017 основных веломарок, таких как Cube, Specialized, Merida, Giant и т.п., и вы не сможете найти там мтб с вибрейками, а шоссеры с клещами уже становятся исключением. Местные магазины, торгующие в низком ценовом сегменте прошлогодними моделями и брендами третьего эшелона еще готовы предложить ассортимент с ободными тормозами, но нужно смотреть на тренд в целом — диски победили, нравится вам это или нет (мне — нет).
Электро велосипеды
Популяризация е-байков идет тихой сапой — вроде бы никто особо не рекламирует эту нетрадиционную категорию велосипедов, не видно активной работы маркетологов, но продажи говорят сами за себя.
Как я понял, что возможно, стану владельцем электро велосипеда
Я читал, что за 2016 год в Северной Америке было продано на 60% больше е-байков, чем за 2015, это касается всех видов. А если взять конкретно электро MTB, то там вообще взрывной рост — более 100%, если в 2015 году отношение велосипедистов к электро мтб было крайне скептическим, то в 2016 люди стали пробовать, заработало сарафанное радио. При этом надо учитывать, что средний е-мтб стоит начиная от 2500 и выше, так что этот рынок начнут развивать очень скоро.
Более того, даже Шимано включились в гонку, в дополнение к своему электрокомплекту для ситибайков и турингов Shimano Steps, они вывели на рынок комплект для мтб — Shimano E8000 — 250W мотор и 500Wh батарея.
Знаю, что среди читателей вряд ли найдется и пара десятков любителей e-мтб, но поверьте мне — не пройдет и пяти лет, как вы обнаружите, что многие ваши знакомые (а может быть и вы сами) начали катать на элеткро-байках и находить в этом новые смыслы.
Электронные штучки
Всяческие спортивные часы, компьютеры, пауэрметры и прочие крайне дорогие электронные игрушки, еще недавно казалось, что на это тратят деньги лишь спортсмены и техно-велогики, а сегодня таким оборудованием не удивить в среде простых велосипедистов, участвующих в любительских гонках.
Причиной тому резкая популяризация гоночного и триатлоновского движения. Не скажу за СНГ, но в Европе это просто тренд последней пятилетки — очень много людей пробуют свои силы в марафонах, бреветах и прочих спортивных вело-мероприятиях. Чтобы выстроить правильный тренировочный процесс, нужна телеметрия многих показателей, от пульса до развиваемой мощности.
Добавьте сюда еще и увлечение виртуальными гонками Zwift в межсезонье, уверен, что к завершению активного сезона 2017 будет взлет продаж дорогих смарт-трейнеров.
Электронная трансмиссия
Почему-то с самого начала мне крайне пришлась по душе идея электронного переключения передач на велосипеде, хотя фактически, любая трансмиссия, начиная с шимановской Deore, работает замечательно и с традиционными тросиками. Наверно, какое-то подсознательное стремление к новизне.
Останавливает цена прогресса — на момент выхода электронной трансмиссии Shimano Dura Ace Di2 это более 2000 евро. В 2016 году электроника спустилась на одну ступень ниже — в групсеты Shimano Ultegra/XT и стоит уже условно 1000 евро.
Очень надеюсь, что в этом году они работают над электронной Shimano 105/SLX со стоимостью 600 евро — и вот это уже будет прорыв. Так же жду большей автоматизации трансмиссии, чтобы под управлением пауэрметра и спидометра скорости переключались сами.
Гравел байки
В 2016 году выстрелил гравийный байк — шоссейный велосипед для приключений (adventure road bike), и в этом году уже почти все велобренды имеют в модельном ряду гравелы. К сожалению, пока в этом сегменте разброд и шатание, гравелами называют всё, что угодно.
Я сейчас неспешно присматриваю себе шоссейник с возможностью катать по гравийным дорогам и вижу, что велопроизводителей, кто серьезно подошел к разработке гравела весьма немного. Чаще всего гравелом называют циклокроссер из прошлогоднего модельного ряда. Основная претензия — спортивная посадка, острые углы рулевой трубы и низкая рулевая труба, обеспечивающая позицию «кверху задом».
Чем отличается гравел байк от циклокроссера и шоссейного велосипеда
Думаю, что в 2017-2018 должно выкристализоваться то, что пока в общем называется гравел байком. На мой взгляд, признаками гравела должны быть: более вертикальная посадка, зазоры рамы и вилки для покрышек не менее 40мм и возможность установки крыльев и багажника.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Карбоновые рамы идут в массы
Изучая предложения веломагазинов, заметил, что наметилась ощутимая тенденция снижения цены на карбоновые велосипеды, по крайней мере что касается шоссейников, и тут два направления. Первое — бренды первого и второго эшелона понемногу спускают карбон в средний ценовой сегмент, в результате чего получается вел на групсете Tiagra дешевле 2000 евро.
Второе — локальные бренды, которые можно назвать третьим эшелоном, предлагают весьма дешево карбоновые велосипеды, но рама там из массовых каталогов китайских производителей, с неизвестными характеристиками.
Ценовой уровень — условные «до 1500 евро» и при этом обвес может быть на уровне 105, например Boardman Road Pro Carbon. Это хорошая тенденция, давно пора избавлять карбон от ауры элитности.
Что в плане дешевого карбона происходит в сегменте горных велосипедов я не знаю — если кто в курсе, напишите в комментариях.
Трансмиссия 1х12
Мощный тренд, который в 2017-18 будет только усиливаться — отказ от переднего переключателя в MTB и переход на 12-ти скоростную кассету с широким диапазоном звезд. Начало положено топовой группой SRAM Eagle XX1, огромной звездой 50Т обеспечивается передаточное число, достаточное, чтобы ехать в самую крутую горку. Народу нравится.
У переднего переключателя есть три неустранимых недостатка: вероятность сброса цепи с самой малой звезды и как следствие — закусывание, низкая скорость переключения и запутывание ездока с порядком скоростей — слишком много нужно держать в голове. Эти недостатки не являются критическими при обычном катании по парку, но на тренировках и гонках доставляют велосипедистам лишнюю головную боль.
Пока эта тема дорогая, для спортсменов и истинных ценителей. Нам остается спокойно наблюдать, как трансмиссия с одной звездой спускается в группсеты среднего уровня, я полностью поддерживаю данную тенденцию в MTB.
В шоссе пока что разговоров об отказе от переднего переклюка не слышно. Есть важное отличие, которое делает одну звезду спереди для шоссера не слишком целесообразным явлением. В шоссейной езде очень важно плавное изменение передаточных чисел, недаром, если посмотреть раскладку типичной кассеты 11-23, то можно заметить, что основные звезды идут с разрывом в один-два зуба.
При таких сближенных передачах велосипедист может подстроиться практически к любым условиям, не меняя каденс и темп. Две передние звезды дают 20 плавных ступеней трансмиссии при 10-ти скоростной кассете.
Поставив одну звезду спереди и 12-ти скоростную кассету сзади, вы получите 12 ступеней со значительно большим разрывом в передаточных числах, даже если формально весь диапазон будет идентичен тому, что было на 2х10. Тем не менее уже заметил гравелы с передачами 1х10, 1х11, и нет ни малейших сомнений, что рано или поздно эта зараза доберется до шоссеров.
На горных байках нет необходимости соблюдать такую плавность в трансмиссии из-за того, что сама нагрузка в кросс-кантри имеет непостоянный характер.
Прямые продажи от производителей
Интересная тенденция с прямыми продажами от велопроизводителей началась несколько лет назад, и как мне кажется, эта тема будет только набирать обороты. Цепочка бренд-дистрибьютер-магазин-конечный покупатель увеличивает цену велосипеда процентов на 30, это хороший вариант заработать больше денег для производителя. О снижении цены речь вряд ли идет, так как бренд не может ставить у себя на сайте цену меньше, чем отдает товар дистрибьютеру.
На данный момент всё равно продажи завязаны на дилерской сети, и попытки продавать напрямую используются начинающими или не слишком массовыми брендами больше в качестве пира. Некоторые бренды, например, при покупке велосипеда с их сайта напрямую, дают возможность заказать кастомную окаску рамы, и это круто.
Чтобы прямые продажи стали основным каналом, должна измениться сама структура рынка. Например, как в сегменте продаж авиабилетов — еще лет десять назад билеты покупались в разных местах: в оффлайн и онлайн агентствах, на сайтах авиакомпаний, у туристических операторов и т.д., а теперь потребителю всё равно — он просто заходит в агрегатор и покупает там билет.
Нужно нечто похожее и на велорынке, чтобы вы не просматривали 10 магазинов и 20 сайтов велобрендов в поиске самого лучшего предложения, а открыли одно приложение и заказали себе велосипед или компонент в два клика. Тогда велопроизводитель может освободиться от привязки к дилеру и дать цену меньше (в долгосрочной перспективе цены всё равно вырастут).
Кросс-кантри становится всё более агрессивным
С каждым годом тенденция к увеличению жести на мировых соревнованиях по кросс-кантри растет, и если сравнить XC трассы десятилетней давности с сегодняшними, то окажется, что сейчас под кросс-кантри понимается то, что раньше считалось эндуро и all mountain, а то и даунхиллом.
Соответственно, техника становится суровее, приходят новые стандарты, тот же Boost будет весьма востребован на XC трейлах. Странно, что в отличие от шоссейного сегмента, в MTB не появляется новых типов, ведь сейчас под названием «байк для кросс-кантри» могут продаваться несколько совершенно непохожих велосипедов.
Маркетинг стремится всё классифицировать, вместе с объяснением, почему вам больше подходит именно этот вид. Поэтому предвижу, что в ближайшее время это будет исправлено и мы получим новый официальный сегмент маунтинбайка.
Сталь возвращается
Очень много в 2017 году предложений дорогого и не очень дорогого хромоля. Раньше стальные рамы продавали любителям туристических велосипедов, а с ростом популярности гравелов оказалось, что сталь идеально вписывается в новую концепцию.
В основном, хромолевые гравелы предлагают не слишком известные велобренды, такие как Genesis, Bombtrack, Co-Motion, но есть и знакомые марки: Specialized, Niner, Jamis, Willer, Kona.
Я полностью согласен с этим трендом и надеюсь, что хромолевые рамы появятся у всех производителей. Последнее время сталь начала становится элитным материалом для истинных ценителей с соответствующей ценой, так не должно быть, нужно возвращать сталь на массовый велорынок.
Ну вот примерно так мне видятся сегодняшние тенденции велосипедного рынка, не претендую на полноту раскрытия темы и высоком уровне экспертности. 🙂 Что вижу вокруг себя, то и говорю.
Добавьте что-то своё или не согласитесь с вышеизложенным в комментариях, пожалуйста.
Также прошу поделиться статьей в социальных сетях.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.