Как вы помните, в позапрошлое воскресенье я дал старт новой рубрике «Вопрос-Ответ». Читатели могут присылать мне вопросы на любые темы, а я на них отвечаю (нужно сделать пометку «вопрос-ответ»).
Единственное условие — это должно быть интересно хотя бы кому-то кроме вас. Вопросы типа «какой переключатель подойдет к такому-то велосипеду такого-то года» вряд ли интересны широкой публике.
Основной массив тематических вопросов почему-то пришелся на амортизацию, поэтому я решил вынести это в отдельную заметку. На остальные темы я дам ответы в ближайшее время.
Рядом с именем автора письма стоят первые три буквы почтового адреса, чтобы не было путаницы для меня.
Итак, начнем.
Игорь (aad)
Купил бюджетный байк, на котором стоит, как ты выражаешься, «вилкоимитатор». Есть ли смысл проапгрейдиться на рабочую вилку?
ВК. Смысл всегда есть, если хватает денег. Но раз ты купил бюджетный вариант, значит, денег не так много. Рабочая вилка — это минимум 8000 рублей, даже если покупать на CRC. Если потянешь — покупай.
Не рекомендую обращаться в местечковые веломагазины, они тебе могут предложить «рабочие» вилки за 5К, но это скорее всего окажутся эластомерки производства Suntour или еще что похуже. Не покупать.
Лучше всего покатать на той вилке, что установлена на велике, и понять, какой именно стиль катания тебе нравится и насколько вилка его ограничивает. Не исключено, что ты вообще увлечешься шоссе или асфальтовыми велопоходами, а там аммо-вилка не нужна.
Константин (ity)
Перечитав немало форумов и сайтов, решил, что мне нужна рабочая вилка. Купил RockShox Reba Race, а она оказалась жестче моей старой эластомерки. Как я не настраивал Ребу, так и не смог добиться аналогичной мягкости.
ВК. Дело в том, что в спортивном велосипеде амортизация устанавливается не для комфорта. Цель амортизаторов — отслеживать траекторию движения, не допуская «козления» велосипеда на неровностях.
Рабочая вилка как будто приклеивает колесо к земле, заставляет его «облизывать» препятствия. Причем все это происходит на больших скоростях. «Комфортная» вилка в таких условиях тут же пробьется и перестанет справляться с основной задачей.
К тому же, почти все спортивные вилки — воздушные. У воздуха очень высокая прогрессия сжатия, из-за чего после 1/3 хода вилка становится все более и более жесткой. Это нормально.
Но не так все и плохо — благодаря большому диапазону настроек можно накрутить довольно комфортную работу вилки. По крайней мере, ту же Ребу мне удавалось настроить достаточно мягко. В сочетании с механизмом, предотвращающим раскачку, вилка работала волшебно.
Марат (pih)
Хочу поставить вместо вилки с ходом 100мм вариант с 130мм для большей уверенности на спусках. Можно ли так делать?
ВК. Не рекомендую. Лишние 30мм завалят геометрию байка, он станет вялым на поворотах, а в горку будет забираться тяжелее.
Зато есть вилки с регулируемым ходом. Например, ее штатный ход 100мм, и ты катаешься как обычно. Вдруг появилась надобность съехать крутой спуск с корнями: щелкнул рычажком на руле — выдвинулось еще 30мм хода. Очень удобно.
Александр (tik)
Хотелось бы хорошую аммо-вилку, но пугает то, что за ней нужно следить и делать регулярные обслуживания. В нашей провинции не уверен, что найдется мастер, который умеет их проводить.
ВК. На самом деле, все просто. Обслуживание — это смена масла. Причем, тут сильно зависит от пробега и ареала катания. Если за летний сезон накатывается хотя бы 2000 километров не в тепличных условиях — масло стоит поменять. Если предполагается зимняя эксплуатация, то есть смысл залить более жидкое масло.
В замене масла нет ничего сложного, можно запросто делать самому. Если сесть, и разобраться, то там работы на полчаса.
Через несколько сезонов, возможно, придется менять сальники и бушинги, по этому случаю вилку можно отправить в какой-нибудь крупный магазин, занимающийся обслуживанием.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Но если пробег небольшой и проходит он в основном по асфальту или хорошему грунту, то в вилку можно не лазить несколько лет. Например, у моей жены Fox RL, уже третий год не менялось масло. Пробег — тысяч восемь, но на 80% асфальтовый. Я решил поменять масло, оказалось — внутренности идеально чистые, можно было бы еще столько катать без смены.
Сева (dic)
Заметил, что почти все дорогие вилки — воздушные. Стальные пружины — это уже каменный век?
ВК. Ни в коем случае, субъективно, пружинная вилка работает даже более плюшево, чем воздушная. Тем не менее, в сегменте кросс-кантри, действительно, почти все дорогие вилки воздушные, и на это есть две причины.
Первая. Воздушная вилка подойдет к любому весу ездока, так как можно закачать нужное давление. Пружины же рассчитаны на разный вес. Нужно физически разбирать вилку и менять пружину, причем эту пружину еще нужно купить. И даже в этом случае нет 100% гарантии «попадания» в вес.
Вторая. В кросс-кантри все крутится вокруг веса компонентов. Стальная пружина — это примерно, лишних 100 грамм веса. Поэтому в топовом сегменте, где экономят каждый грамм, давно отказались от пружин.
Алексей (auc)
У меня имитатор-эластомерка — сильно болят и немеют кисти рук. Поможет ли покупка дорогой рабочей вилки?
ВК. Не уверен. Запястья и кисти не должны неметь даже на жесткой вилке. Полагаю, что у тебя есть какие-то проблемы с посадкой.
Рекомендую ознакомиться с моей статьей по поводу боли в руках и способах облегчить положение. Если ничего не помогает, то в качестве последнего шага, можно купить хорошую аммо-вилку.
Velogon (fir)
У меня бюджетный двухподвес. вперед я в прошлом году поставил б/у Rockshox Tora, в этом имею планы купить задний воздушный аморт Fox (сейчас стоит пружина). На форумах советуют купить хардтейл, но я привык к комфорту. Подскажи, что правильнее.
ВК. Раньше я также рекомендовал избавиться от тяжелого некатящего хлама, коим являются все бюджетные двухподвесы. Сейчас я стараюсь держаться подальше от «черно-белых» оценок. Прежде всего реши, для чего тебе велосипед.
Если для скорости, тренировок и спорта, то наверно, действительно, лучше хардтейл. Какие бы ты не поставил амортизаторы, дешевый подвес не станет быстрым велосипедом. Но если, как ты пишешь, привык комфорту, то почему бы и не проапгрейдиться.
Только учти, что при покупке амморта нужно учитывать не только расстояние между его осями, но и ход подвески твоего байка. Также не забудь купить специальный насос для воздушных амортизаторов. Обычный не пойдет, несмотря на одинаковый ниппель.
Velogon (fir)
На двухподвесе стоят пружинная вилка и пружинный задний амморт. Хочу воздушный задний аморт Fox, не будет ли из-за этого «дисбаланса»?
ВК. Нет проблем. Воздух — это ведь та же пружина, просто с другими характеристиками сжатия. Главное — это настройка.
Игорь (s.k)
Слышал, что нужен специальный насос для воздушных вилок. Но ведь на вилке обычный автомобильный ниппель, давление в вилках тоже не кажется таким уж большим. В чем разница?
ВК. Давление может быть и больше, чем способен накачать обычный насос. Помню, в задний амморт Fox я забивал 200psi и больше. Но основное отличие — шланг, который имеет резьбу. Ты его аккуратно навинчиваешь на ниппель и качаешь.
В аммортах и вилках очень маленькая воздушная камера, и если пользоваться обычным насосом, то при его снятии потеряешь треть закачанного давления. Еще у спецнасосов есть кнопка для спуска воздуха, то есть — накачал больше и стравливаешь до нужного давления, получается очень точно. На обычном насосе это невозможно.
Одним словом, вещь нужная и своих 50 долларов стоит однозначно.
Alex (vla)
У меня вилка уже сильно люфтит, при торможении бьет, ездить страшно. Хорошую вилку не потяну, думаю ставить жесткую. Но тогда получится, что нос велосипеда опустится, потому что амортизационная вилка выше. Насколько это критично?
ВК. Вообще-то критично. Уже буквально три сантиметра чувствуются, а у тебя ход вилки небось 80-100мм. Поведение велосипеда будет другое — управление более нервное, особенно это проявится на спусках. Я бы не советовал. Ищи жесткую вилку с тем же значением axle to crown, что и у стоящей сейчас амортизационной.
Как вариант — покупай подержанную воздушную вилку, если покрытие ног не задранное, блокировка и отбой работают, то скорее всего она в нормальном состоянии. У меня приятель недавно купил Fox RLC за 4,5К рублей. Вилка старая — 2006 года, но в отличном состоянии. На тот момент топовая у Фокса. Друг не нарадуется.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.