Хочу подвести некоторые итоги об организации и проведении велопоходов, так сказать, уроки, которые я для себя вынес. Не исключено, что кому-то будет интересно сравнить свои впечатления или учесть мой опыт.
Замечу, что я уже давно ездил в велопоходы, но все они были в очень бомжовском стиле и крайне недолгими — всего 1-3 недели. Я считаю своим первым серьезным путешествием «Южный путь, 67 дней на велосипедах», который состоялся в 2010 году.
На такой срок невозможно было ехать в обычном пофигистичном стиле, вдобавок моя жена Мурзик в качестве партнера совершенно не приветствовала ночевок под сосной без палатки, как это обычно у меня получалось.
Правда, перестроить свою психику сразу у меня не вышло, этим и объясняется крайняя непродуманность маршрута, техники и экипировки в Южном пути. Это создало нам кучу проблем, многие из которых можно было легко избежать, отнесись я к планированию чуть серьезнее.
Вот список выводов, которые я сделал для себя после совершенных велопоходов. Как всегда, крайне приветствуются дополнения, разнообразные мнения и вопросы в комментариях.
Нужно готовиться
Это кажется элементарным, но я чаще в своей жизни действовал по принципу «главное ввязаться в бой, а там разберемся». В каком-то смысле это некая защита психики от врожденной прагматичности, присущей всем тельцам.
Если бы я начинал размышлять и планировать, то скорее всего сидел бы дома, накапливая материальные ценности, до которых был так охоч ранее. Поэтому, не могу назвать уж совсем плохой своей чертой выезжать в поход без особой подготовки.
И тем не менее, готовиться надо. Как минимум, проработать маршрут, довести до ума технику и иметь минимальный набор надежной экипировки. Велопоход — это и так не самое простое для психики и физики мероприятие, осложнять его еще и проблемами с техникой или багажом — неправильно.
Сделать как минимум один тренировочный выезд дома
Очень важный пункт, который смог бы сберечь нам кучу нервов. Будете смеяться, но когда мы в самом начале нашего Южного пути стали собирать в аэропорту Станстед велосипеды, то оказалось, что багажа больше, чем сумок.
Представьте себе моё состояние, когда я вижу, что весь наш хлам просто не помещается на байки, а резиновых жгутов-стяжек, которыми можно было бы закрепить лишний багаж хоть как-то, я взял почему-то совсем мало.
Мы где-то с час перекладывали вещи с велика на велик, пытаясь хотя бы выехать из аэропорта. Прочитать об этом абсурде подробнее вы можете здесь (откроется в новом окне, кликните, а посмотрите потом).
А если бы товарищ Котовский позаботился навьючить весь багаж еще дома и попытался с ним прокатиться, то он бы сразу понял, что так дело не пойдет. Также он понял бы, что загружать заднюю ось всем весом поклажи — это прямой путь к поломке спиц. Жаль, что я это осознал, уже находясь в дороге.
Часть багажа, которая казалась вам очень важной — не пригодится
Вы знаете, почему неопытные туристы берут с собой в велопоход кучу хлама, который им потом всю дорогу мешает? Дело обстоит так: долгими зимними вечерами такой мечтатель представляет себе, как он будет останавливаться около каждого живописного домика и долго выискивая нужный ракурс, делать неповторимый кадр. Или же: как будет удобно разложить еду и припасы по баночкам и кастрюлькам, готовя самые изысканные блюда на обед.
Именно из-за таких зимних мечтаний я обнаружил себя в аэропорту Станстед с зеркалкой, тремя объективами к ней, сумкой, фильтрами и штативом, а Мурзик — с полным набором посуды. Мы ошалело глядели на это разнообразие, не понимая, какая муха нас укусила дома.
Если вы выехали не по заданию NG, то, скорее всего вы не станете фотографировать каждый куст. Даже если у вас сначала есть какой-то энтузиазм на этот счет, через неделю вы будете уже спокойно проезжать мимо самых живописных видов. Это нормально, глаз насыщается красотами. А пять килограмм лишнего груза будет с вами до конца.
Планируя вещи, которые возьмете в поход, хорошенько подумайте, куда вы едете. Если ваш путь лежит далеко от гостиниц, то с большой вероятностью у вас будут проблемы с электроснабжением. Поэтому всякие лаптопы, планшеты и прочее электронное не имеет смысла, как бы не казалось удобным строчить в блог прямо с привала. На крайний случай это можно сделать и с смартфона.
Также думайте, сколько вам нужно одежды. Иногда люди берут по нескольку видов гражданской одежды, тогда как вам скорее всего будет некуда её надевать. И так во всем: бумажные путеводители, разговорники, атласы — чаще всего это лежит мертвым грузом, ни разу не пригодившись.
Имейте средства утепления
Всегда кажется, что южная Европа — это жара, теплые ночи и солнце круглый год. К сожалению, климат меняется, погода становится всё более непредсказуемая. Вполне можно нарваться даже в июле на холодные ночи.
Не забывайте, что чем выше в горы, тем холоднее. Несмотря на лето и юг, в некоторых районах из-за специфики ветров может быть ощутимо холодно. Нужно позаботиться об утеплении. Шерстяные носки, лайкровые рукава, штанины и бахилы не занимают много места, зато сберегут здоровье, когда это потребуется.
Я помню, ночевал в Италии на пляже без палатки, и был так благодарен себе за то, что догадался взять с собой шапку. Если бы не она, замерз бы капитально. Летние спальники совсем не греют при ночных температурах меньше +15, поэтому лучше не увлекаться облегченными вариантами, и взять с собой тот, который дает комфорт при таких температурах.
Смиритесь с Дорогой
Этот пункт я в полной мере осознал, когда мы попали в шторм в Испании, на пути к Гибралтару. Я не мог себе представить, что может быть ситуация, что из-за ветра будет невозможно ехать. Как оказалось, штормовой ветер способен остановить даже меня. 🙂
Это совершенно выбило меня из колеи, потому что шторм мог продолжаться не один день, а мы, потеряв возможность передвигаться верхом, брели с пешеходной скоростью, и до ближайшего населенного пункта оставалось несколько десятков километров.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Позже я понял, что нужно смириться со всем, что посылает тебе Дорога. В ходе длительного похода вы можете не раз столкнуться с хамством водителей, недружелюбием местного населения, плохой погодой и тд. Нельзя злиться, нельзя обижаться. Вы сами выбрали такой путь, от вас теперь ничего не зависит. Чем быстрее сможете раствориться в дороге, тем комфортнее вы будете себя чувствовать.
Нет никаких планов, нет никаких маршрутов, есть только Дорога и вы. Мне кажется, нужно оставить всю гордость и амбиции дома, а в пути попытаться подстроиться под волну, а не противостоять ей. Покорять дорогу — это не про дальние велопоходы.
Велопоход — не гонка
Правило, которое я всегда повторяю: на дальней дистанции нужно ехать на грани напряжения: чуть медленнее, чем можете. Для этого используйте весь диапазон передач, не забывайте о каденсе.
Не настраивайтесь на скорость, настраивайтесь на дистанцию. Это дома вам интересно проехать свой кружок с хорошей средней, а в походе это не имеет значения.
Ничего не бойтесь
Человек, оказавшийся в чужих странах, особенно один, острее воспринимает действительность. Повышается впечатлительность, растет тревога. Помню, как в один из своих первых походов, устроившись на ночлег в каком-то пшеничном поле, я испугался зверя, который бродил поблизости.
Я, как всегда, был без палатки, и мне стало не по себе, что эта зверюга, которая кружила вокруг, подкрадется ко мне ночью. Я до того накрутил себя, что в час ночи собрал лагерь, и поехал искать лучшее место.
Только через несколько дней я понял, с кем столкнулся, и это совершенно не заслуживало опасений. Если интересно, то можете почитать про тот мой велопоход по Италии.
Имейте всё, чтобы самостоятельно починить велосипед
Несмотря на то, что южная Европа вполне велосипедное место, вы можете сломаться в таком месте, где не будет веломеханика. Если у вас не будет достаточного инструмента или знаний для ремонта, вы здорово усложните себе жизнь.
На Сардинии из-за перегруза моё заднее колесе пришло в полную негодность, поэтому нам пришлось на несколько дней задержаться в одном месте, и всё успешно разрешилось почти что чудом. В тот момент я просто не знал, что делать, потому что в глубинке достать тот же шлицевой ключ для кассеты практически невозможно, а без него не починить колесо. Читайте подробнее, если интересно.
Нет смысла везти весь свой инструмент и запас запчастей, но подумайте, что может пригодиться в первую очередь. Чем меньше на велосипеде механизмов, тем проще. Умейте самостоятельно ремонтировать свой байк, хотя бы самое элементарное: менять камеры, править восьмерки, настраивать передачи, менять тормозные колодки.
Не перегружайте себя лишней информацией
Несмотря на то, что я в начале этой статьи писал о том, что нужно готовить маршрут, не увлекайтесь этим слишком сильно. В 2011 году я очень глубоко изучил наш предполагаемый маршрут по Испании-Франции-Италии, и в каком-то смысле перегорел.
Чем больше узнаешь о тех местах, по которым поедешь, тем меньше будет удивления и радости. Но тут нужно выдержать баланс, чтобы вообще не проехать мимо в неведении. 🙂 Впрочем, как не прорабатывай маршрут, всегда останется место для импровизации, главное — не замыкаться на придуманных планах.
Импровизируйте
Этот пункт дополняет предыдущий. В большой дороге часто всё идет не так, как вы задумали дома. Всегда нужно быть открытым к приключениям, и они обязательно вас найдут. 🙂 Во Франции мы познакомились с двумя немками, которые пригласили нас в свою французскую резиденцию, и мы, наплевав на свой маршрут, с удовольствием приняли приглашение.
То знакомство было одним из самых приятных моментов путешествия. Всегда идите навстречу, как только увидите, что появлялся какой-то выбор. Самое интересное — когда рушатся все планы, и вы остаетесь один на один с Дорогой.
Однажды, когда мы столкнулись с отвратительной погодой в Испании, мы решили вместо нашего тщательно проработанного маршрута на север, сесть на самолет в Барселоне, и улететь к теплу, в Андалузию.
Только отсутствие билетов по приемлемой цене не позволили реализовать эту идею, уверен, что это было бы еще то приключение. Не стесняйтесь пользоваться общественным транспортом, чтобы подброситься туда, куда пришло в голову прямо по ходу маршрута.
Не замыкайтесь в себе
Велопутешествие — занятие для интровертов, экстраверт не сможет днями выдерживать только свое общество. Даже если вы едете в компании, большую часть времени вы наедине со своими мыслями.
Из-за этого через некоторое время происходит некоторое отчуждение, совершенно лишнее в дороге. Советую почаще вступать в разговоры с другими велотуристами, которых полно летом в Европе.
Не упускайте шанса поговорить с местными жителями, в отличии от туристов, вы для них — странник, а к странникам отношение всегда и везде особое. Общение — самый ценный подарок, который нам дарит Дорога, я это хорошо понял. В памяти остаются люди, которых повстречали, а не места, которые проехали.
________________________________
Наверно, этот список можно продолжать еще долго, но перечисленные пункты — это то, что сходу пришло в голову. Хотелось бы верить, что сделанные выводы помогут в будущих путешествиях избежать проблем.
Но как я не раз уже говорил, лучше повторить все ошибки и всё-таки выйти в путь, чем тщательно готовиться и никуда не поехать. Если появляется хоть какая-то возможность — к черту всё, берись и делай. Не думай, не рассуждай, а хватай велосипед и в путь. Дорога позаботится.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.
Читаю книгу Финкельштейна «Индустрия Холокоста».
Просто в шоке.