Когда я рассказываю кому-либо, что мы с женой путешествуем на велосипедах, сразу возникает масса вопросов. Людям непонятно, как это такое возможно — сесть в седло и проехать несколько тысяч километров по чужой стране. Где ночевать, что есть, как не устать, как не поругаться.
В этой статье я решил объединить все свои ответы, и рассказать о зарождении идеи, быте в дороге и о нашей, так сказать, командной работе.
Я с удивлением выяснил, что самым сложным для непричастных людей является осознание той мысли, что мы отправляемся в путь на двух колесах не из-за нищеты, а из-за того, что только таким образом, по нашему мнению, можно по настоящему познакомиться со страной и ее населением. Трудно людям понять, что само по себе передвижение на велосипеде может подарить самые чудесные впечатления, которые просто недоступны «цивилизованному» туристу. Мои постоянные читатели помнят мою статью Почему я путешествую на велосипеде, а новым посетителям сайта vkotovski.ru рекомендую с ней ознакомиться.
Идея
Все начинается с идеи, и здесь должны совпасть несколько факторов. Я должен интересоваться страной, туда должно быть относительно легко попасть и там должно быть тепло. У меня есть большой интерес к северным странам, таким как Исландия, Норвегия, Шотландия, но происходит всегда так: поздней холодной весной (Эстония!) я отчетливо понимаю, что поехать летом на север — это значит совершить преступление против самих себя. Наш путь только на юг! Красивейшие норвежские фьорды опять остаются припасенными на светлое будущее. Кто знает, может быть, мы будем жить в теплой стране, и тогда уж точно станем выбираться на север.
Ресурсы
Идея есть, осталось подсчитать финансы и найти время. С деньгами относительно просто, я писал об этом в статье Подготовка к велопоходу. Если финансы сдерживают, просто нужно выбрать наиболее экономный вариант путешествия: ночевать в кемпинге, готовить обед на горелке и т.д. Хорошо, если доход позволяет совместить и велосипед, и гастрономию, и достопримечательности, но если нет — это совсем не повод отказываться от путешествия вообще. Дорога — это главное, всем остальным можно легко пренебречь.
Меня, бывало, упрекали в том, что я, дескать, обрекал себя и жену на мучения (ночевки в палатке и езда на велике), вместо того, чтобы как все нормальные люди, поваляться на пляже в Турции. Тут даже сложно что-то возразить, вероятно, для кого-то это и есть мучения, но мы любим велосипеды, дорогу и жизнь на природе. Это не только доставляет нам удовольствие, но и заряжает позитивной энергией, которой хватает на весь год.
Найти время для длительного велопохода сложно. В 2010 году мы увольнялись с работ, чтобы осуществить мечту — путешествие по странам Южной Европы. В прошлом году удалось обойтись отпуском за свой счет. Знакомые и близкие, мягко говоря, не понимали. Ведь на потраченные и недополученные деньги можно вполне купить подержанный автомобиль или новую мебель. А я думаю, главное — это хотеть и делать, а не высчитывать, сколько денег ты потеряешь и куда бы ты смог их потратить.
На этот счет я написал статью про взгляд на жизнь с другой стороны, новым читателям, возможно, она будет интересна. Очень часто люди откладывают реализацию своих планов только потому, что в этом году нужно сделать ремонт в квартире или сменить машину. А ведь годы идут, и в следующем ничуть не будет лучше, обязательно найдется что-то еще, более важное. Жизнь, к сожалению, не бесконечная, а здоровье не имеет свойства улучшаться с возрастом.
Материальная часть
Здесь все совсем просто, если регулярно ездить в велопоходы. С каждым годом у нас все больше хорошей и надежной экипировки. В 2010 году, например, в Португалии мы приобрели отличную палатку Quechua, которая несказанно радует до сих пор. В этом году я купил очень крутые велосумки Ortlieb, крепкие и непромокаемые. Вещь хоть и дорогая, но на года. Также уже накопилась походная посуда, надежная газовая горелка и разные необходимые мелочи.
Сами велосипеды у нас вполне хорошие, хотя мой уже нуждается в замене всей механики. Велик Мурзика еще в идеальном состоянии, но к сожалению, совершенно не является туристическим — это горный байк среднего уровня, с компонентами Fox RL, Sram X-7, Shimano BB7 и т.д. В идеале, в будущем я вижу оба наших велосипеда — стальные туристические Surly, но пока не вижу смысла вкладывать очередные пару тысяч евро в хобби.
В самом начале у нас не было никакого походного оборудования, что отнюдь не помешало нам начать. Пусть нас заливало дождем в дырявой палатке, а внешне мы больше всего напоминали бомжей. Тем не менее, это ничуть не снижало нашего энтузиазма, а уровень удовольствия, которое мы получали от дороги и знакомства с новыми местами, невозможно было измерить никакими деньгами.
Быт
Выезжаем мы в дорогу с багажом, весом примерно 16кг у меня, и 12кг у Мурзика. Берем минимум одежды, потому что проще постирать, чем таскать за собой весь гардероб. Тем не менее, нам всего хватает, еще ни разу не было так, чтобы мы жалели, что у нас чего-то с собой нет (вру — два года подряд мы забываем взять штопор). В походе мы абсолютно автономная команда, можем долгое время существовать сами по себе. Это очень важный момент, потому что некоторых потенциальных путешественников пугает именно сама жизнь в дороге, им кажется, что они едут в чужую страну, и там будет все сложно. На самом деле, когда у тебя все подготовлено и продумано, то все очень просто. Ты просто двигаешься на велосипеде, не будучи ни от чего зависим, и наслаждаешься Дорогой.
Наш быт в пути прост и неприхотлив. Начинаем свой день с завтрака и сворачивания лагеря. К сожалению, люди мы не слишком дисциплинированные, через это в дорогу выдвигаемся только в 10-11 часов, что категорически неправильно из-за жары, которая усиливается к полудню. В новых походах я надеюсь волевым решением заставить нашу маленькую команду просыпаться часов в шесть, и в семь-восемь уже крутить педали (хотя и понимаю, что это практически нереально).
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Полдник мы устраиваем тогда, когда встречаем по дороге наш любимый супермаркет Lidl (пойдет и другой бюджетный магазин). Прямо у супермаркета кипятим чай, употребляем йогурты с печеньками. Проходящие люди улыбаются и машут рукой. Иногда встречаем таких же путешественников, тогда такой небольшой перерыв особенно приятен.
Закупками всецело занимается Мурзик. Феноменальное чутье позволяет ей определять, какие продукты в магазине самые лучшие с точки зрения цена/качество. Мы не ограничиваем (в разумных рамках) себя в расходах на продукты, но Мурзику удается, потратив небольшие деньги, готовить вкуснейшие и разнообразные обеды.
Мы стараемся закончить велосипедную часть дня не позже пяти-шести часов. В кемпинге я отправляю Мурзика в душ, а сам тем временем ставлю палатку. Возвращается Мурзик, и начинает готовить обед, а я тем временем иду мыться. У нас проходят эти манипуляции на удивление слаженно, не успеешь глазом моргнуть, как палатка стоит, обед готов, и мы оба уже чистые, отдохнувшие, готовые к вечерним мероприятиям. Заодно рекомендую ознакомиться с моей статьей про кемпинги Европы.
Так как я стараюсь выбрать кемпинг, приближенный к каким-то интересным местам, вечером мы идем гулять пешком, или катаемся по округе на велосипеде. Я больше всего люблю эти тихие южные вечера, когда после насыщенного велосипедного дня ты спокойно бредешь вдоль морского берега или по тенистой алее в парке, воздух пропитан цветочными ароматами, и воздухе вокруг как будто разлито молоко.
Иногда встречаем братьев-велотуристов, и тогда вечер проходит в беседах, наполненных неподдельным интересом друг к другу. Иногда происходят знакомства с местными жителями, и это также надолго оставляет в памяти доброе воспоминание. Помню, как в Португалии одна семья пригласила нас к себе домой, и мы пили портвейн, рассказывали друг другу о себе и своих странах, хотя не понимали ни единого слова.
Вот так, день за днем, и проходит наше путешествие. Бывает день, богатый на ощущения, бывает просто созерцательный, но все они вместе сплетаются в неповторимый рисунок, который навеки отпечатывается в душе. Возможно, кому-то такое времяпрепровождение покажется скучным, но мы получаем от нашей Дороги самые яркие впечатления.
Отношения в команде
Я не зря говорил чуть выше, что мы с женой в путешествии — команда. Это действительно так, и это очень важный пункт. Совместный отдых, как ни странно, является для многих пар большим стрессом и проверкой на прочность. В случае велопоходов, тем более длительных, взаимопонимание резко выходит вперед, и становится гораздо важнее бюджета и экипировки. Ведь если люди не способны договариваться и действовать слаженно, то никакое путешествие не состоится.
Как-то так получилось, что у нас выработался некий образец поведения, которого мы стараемся придерживаться. Я занимаюсь проработкой маршрута (и дома, и в пути) и техническими вопросами, а все снабжение, стирка и кухня лежит на Мурзике. Это уже настолько отработано, что происходит автоматически.
Моя читательница Ирина спрашивала, сколько раз мы ругаемся в походах, и как сильно. Мы практически не ругаемся, так как и в жизни, и в путешествии стараемся понимать друг друга, и не создавать каких-то поводов для раздражения. Это не так сложно на самом деле. Например, у жены есть такой пунктик: долго и с интересом выбирать провизию в магазине, в процессе чего я около входа сторожу велосипеды. Разумеется, меня бесит, если это слишком затягивается. После первого острого момента на эту тему Мурзик стала быстрее делать закупки, а я уговаривал себя, что таким образом она выбирает самое лучшее для нашего обеда. Таких острых точек существует немало, как в обычной жизни, так и в дороге, и со временем они проявляются. И вот насколько вы сможете эти точки затупить, причем с обеих сторон, настолько ваша команда станет успешной.
Еще есть проблема и в разных физических кондициях. Меня всегда тянет в горы, и стоит мне увидеть возвышенность, как я тут же хочу туда забраться или заехать на велосипеде. Жена же не любит не езды в гору, не вообще быстрой езды. Поначалу я пытался с этим бороться, предлагал ей больше тренироваться, но со временем понял, что в нашей команде скорость движения должна быть такая, какая является комфортной для нее. Соответственно, не должно быть на маршруте сложных участков и перевалов. Да, мы лишаем себя множества красивых мест, но мир и взаимопонимание в нашей команде гораздо важнее этого.
Отчет
Написание отчета о является для меня очень важной частью велопохода, так как это позволяет заново пережить путешествие. Я никогда не делаю путевых заметок, у меня отличная долговременная память, я до сих пор помню все свои дороги, вплоть до каждого дня. В пути я стараюсь не лениться фотографировать, чтобы осталось побольше визуального материала. Одно время я хотел перейти к видео-отчетам, но вовремя понял, что съемка — совершенно не моё. Поэтому — только фото и текст.
Вот, пожалуй, и все слагаемые велопохода, от зарождения идеи, до отражения в отчете. Как видите, абсолютно ничего особенного. Необязательно иметь какую-то физическую подготовку, туристическое оборудование. Мы самые обычные люди, далекие от спорта и экстремального туризма, наши походы совершенно цивилизованные. Путешествовать таким образом доступно любому человеку, любого возраста и пола. Мы знакомились в пути с пенсионерами, которые с трудом передвигались на двух ногах, тем не менее, бодро проезжавшими по нескольку тысяч километров на велосипеде. Вы бы видели, с каким огнем в глазах они рассказывали о людях и местах, которые им встречались по пути! Нам попадались студенты, которые путешествовали автостопом, и с благодарностью отзывались о помогавшим им людям. Я не перестану повторять, что путники — это вестники добра, просто невозможно идти по Дороге, и держать камень за пазухой.
К сожалению, в обычной жизни нас окружает прямо противоположное инфополе. Путешествие — это отличная возможность наполнить свой разум новыми идеями и энергиями. Единственный нюанс — на мой взгляд, чтобы произошло то «переключение», о котором я часто пишу, дорога должна быть в некотором смысле вызовом идущему. То, что легко дается, то легко и уходит, не оставляя следа. Именно поэтому меня не интересуют спланированные туры.
Друзья, просто попробуйте однажды провести отпуск не так, как обычно, а в дороге. Сядьте на велосипед, прокатитесь, например, по Италии, поднимитесь на Везувий! Забудьте хотя бы на две недели об интернете, ночуйте в палатке и общайтесь с людьми, как странник, а не как турист. Я обещаю, что вам хватит впечатлений на весь год, и вы будете с нетерпением ждать нового лета, чтобы осуществить еще более интересный поход.
Жду ваших комментариев, буду рад ретвитам и ссылкам в социальных сетях. Подписывайтесь по е-мейлу на новые статьи сайта, у меня еще немало найдется, что вам рассказать.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.