Амортизационная вилка на морозе

Если на вашем велосипеде установлена амортизационная вилка, то вероятно, вопрос её сохранности в условиях отрицательных температур будет интересен.

Я слышал, что иногда владельцы амо-вилок зимой меняют их на жесткие, чтобы не испортить хитрый механизм. На мой взгляд, это совершенно неправильно, потому что преимущества амортизации раскрываются именно на зимних дорогах.

Катать зимой на жесткой вилке, если у тебя есть амо — это какой-то ненужный мазохизм. Разумеется, зимняя эксплуатация подразумевает свои особенности, которые нужно учитывать.

1. Тупость работы

При отрицательных температурах амортизаторы начинают тупить, вопрос лишь в том, что для разных моделей вилок порог «мороза» разный. Причина замедления в работе — потеря эластичности демпфирующего механизма и ухудшение скольжения «ног» вилки в направляющих-втулках.

Дешевые эластомерные вилкоимитаторы начинают тупить чуть ли не при положительной температуре, близкой к нулю, когда морозом еще не пахнет. Кусок резины (так называемый эластомер), выполняющий роль демпфера в таких изделиях может потерять эластичность уже с +5 градусов.

В принципе, этот вопрос можно решить, вытащив эластомер из механизма вилки на зимний период, получив бесконтрольно раскачивающийся, но хотя бы пружинящий амортизатор.

К сожалению, нормально работать такое изделие всё равно не будет, потому что при температуре ноль — минус пять в действие вступает следующий фактор — направляющие втулки.

Металлические ноги вилки скользят в так называемых втулках — направляющих кольцах (их еще называют bushings), которые, в свою очередь, запрессованы в штанах.

Если втулки сделаны из пластикового материала (как это бывает в «имитаторах»), то при отрицательных температурах они начинают «дубеть», терять форму и препятствуют свободному скольжению «ног».

Вилки среднего и высокого уровня снабжены алюминиевыми втулками, иногда даже со скользящим напылением. Такая конструкция совершенно не боится мороза и удовлетворительно работает даже при большом минусе.

Исходя из сказанного замечу, что не стоит требовать от дешевых моделей вилок невозможного — амортизации в зимний период.

2. Зимнее обслуживание

Но предположим, что у вас достаточно дорогая модель велосипедной вилки, и тем не менее, на морозе вы замечаете, что амортизация «тупит». Здесь тоже проблема в демпфирующем механизме — при отрицательных температурах масло густеет, и не успевает перетекать через клапаны, замедляя тем самым работу вилки.

Решается это просто — зимним обслуживанием. Настоятельно рекомендую научиться делать смену масла самостоятельно, потому что это очень простая операция, не требующая ни знаний, ни спец-инструмента.

В сети полно материалов по разборке практически любой модели амо-вилки, а также рекомендации по вязкости масла в зависимости от температуры. При разборке не забудьте промокнуть маслом поролоновые кольца, которые очищают «ноги» от грязи.

Сменив масло в демпфере и компрессионном или запорном механизме (если таковой имеется) на менее вязкое, вы позволите вилке работать практически также свободно, как и летом.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


3. Пружина или воздух

Есть мнение, что воздушные вилки — не лучший выбор для зимы, и лучше взять экземпляр со стальной пружиной. Если речь идет об отдельной вилке для зимнего сезона, то возможно, я соглашусь.

Дело в том, что из-за сильного мороза воздух в камере сжимается, и в вилку нужно накачивать большее давление, чем летом. В худших случаях воздух начинает травить, и вилка при езде потихоньку спускает.

У воздушных задних амортизаторов возможен так называемый «стокдаун» — ситуация, когда из-за потери эластичности резиновых уплотнений на морозе, воздух под большим давлением прорывается из позитивной камеры в негативную, амморт при этом остается в сжатом состоянии.

В случае с пружиной, разумеется, таких неприятностей не будет. Но иметь две достаточно дорогих вилки — одну для зимы и вторую для лета — вариант не для всех.

В качестве одной универсальной вилки я бы все-таки советовал именно воздушку. Да, вам придется найти правильное давление в камерах для катания в мороз, но это не проблема.

Вопрос пропускания воздуха решается добавлением нескольких кубов жидкого масла в позитивную воздушную камеру и профилактической сменой резиновых уплотнений.

То же самое со стокдауном, если не хотите поиметь проблемы с задним амортизатором, сделайте обслуживание до наступления холодов, замените старые о-ринги и основательно смажьте их специальной смазкой.

4. Уход за вилкой

Перед каждым катанием в мороз я рекомендую обильно смазать ноги аэрозольной силиконовой смазкой и несколько раз глубоко продавить вилку, чтобы масло осело на поролоновых кольцах.

После покатушки обязательно тщательно протирайте вилку, особенно низ штанов. Дело в том, что штаны современных вилок изготавливаются из магниевого сплава, который очень подвержен коррозии.

Та гадость, которой поливают асфальт в наших городах, может за один сезон убить штаны, поэтому очень внимательно следите за лакокрасочным покрытием вилки. Если заметили царапину, сразу замажьте её бесцветным лаком.

______________________________________

Возможно, что кто-то прочитал эту заметку и подумал, что зимняя амортизация на велосипеде не стоит такой мороки с обслуживанием и уходом. Лично я считаю, что вышеупомянутые операции очень просты и занимают мало времени, тогда как катать с амо-вилкой приятно именно зимой.

Летом по городу я катаю на жесткой хромолевой вилке, и даже не задумываюсь о амо, но вот зимой всё совсем по другому. Снег и лед превращают обычную дорогу в трейл, на котором отваливаются руки при отсутствии амортизации. Советую не мучиться и купить хорошую амортизационную вилку для велосипеда.

Зимнее обслуживание просто и доступно: всё что нужно — один вечер тщательно погуглить, разобраться, купить пару банок с подходящим маслом и всё. Зачем тратить время и деньги на веломеханика, когда такие простые операции можно легко делать дома.


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах