Частенько получаю вопрос о надежности карбона в качестве материала для велосипеда, видимо, у людей недоверие к «пластмассе» заложено на подсознательном уровне.
Интересно, когда производители отходили от стали в пользу алюминия, были ли такие же проблемы с имиджем «мягкого металла», или здравый смысл сразу подсказывал образ самолетного фюзеляжа? 🙂
Сам по себе карбон подходит для велосипеда (да и других спортивных аксессуаров) гораздо лучше, чем алюминий. Он легок, упруг, поглощает вибрации и современно выглядит. Но нужно понимать, что свойства карбона во многом обусловлены способом его «выпечки». Плетение волокон, условия изготовления, качество эпоксидных смол — это всё имеет значение.
Неудивительно, что карбон из подвала в Китае и из мастерской итальянских дизайнеров может сильно отличаться и по весу, и по прочности. С другой стороны, мы-то знаем, что весь «брендовый» карбон выпускается всё равно в стране победившего коммунизма. 🙂
Проблема с надежностью идет в первую очередь не из-за самого материала, а из-за желания производителя максимально облегчить конструкцию. Не стоит думать, что алюминий — это железяка, которая не ломается.
Там тоже были свои вопросы, помню случай, когда на какой-то топовой алю-раме Scott нижнюю трубу сделали настолько настолько баттированной, что в её середине металл был толщиной меньше миллиметра.
В интернетах ходила история, когда кто-то, решив попробовать трубу на прочность в этом месте, промял её пальцами. При этом, это была гоночная шоссейная рама, которая отличалась жесткостью и выдерживала соответствующие нагрузки.
Но в в случае неудачного падения или удара, такая рама имела гораздо большие шансы сложиться, чем в случае с менее облегченной конструкцией. В производстве карбоновых компонентов также главенствует облегчайзинговый тренд.
Сейчас вообще в велосипедном сообществе все помешались на весе, даже те, кому на этот вес должно было бы наплевать — байк весом более 12кг признают чугунным и некатящим. Неудивительно, что производители из кожи лезут, чтобы удовлетворить спрос.
К счастью, при обычной езде, предназначенной для конкретного типа велосипеда, карбоновые рамы и компоненты достаточно надежны. И всё же, время от времени на форумах встречаются сообщения о том, что кто-то сломал руль, подседел, седло, а иногда и раму.
В силу небольшой распространенности карбона (пока еще), в реале я не встречал людей, которые могли бы похвастаться тем, что им удалось сломать раму. С другой стороны, есть замечательный сайт bustedcarbon, на котором коллекционируют фотографии сломанных карбоновых компонентов.
Глядя на фотки, волосы встают дыбом. 🙂 Конечно, большинство изувеченных рам — это результат ДТП или серьезного падения. Но встречаются и рассказы, что компоненты ломались сами, без какого-то особого издевательства.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Например, этот шоссер сложился в процессе простой покатушки по асфальту, отправив свою хозяйку в больницу:
Или здесь верхнее перо рамы найнера отломалось при обычном педалировании.
То же самое, но теперь с нижним пером:
А вот Specialized Stumpjumper почти за 8К долларов, разломался от езды в тех условиях, для которых он создавался:
Я уж даже не упоминаю огромное количество сложенных рулей и подседелов.
На сайте еще масса подобных страшилок, рекомендую полистать, там почти на каждую фотографию есть комментарий — как это случилось.
Как к этому относиться? Наверно, по философски — статистика там собирается со всего мира, и не стоит считать, что все эти фотографии — прямой показатель низкой надежности карбона.
Прогресс не остановить, полагаю, что через несколько лет найти алюминиевую раму в среднем ценовом сегменте будет сложно. Если не гнаться за экстремально облегченными компонентами и рамами, карбон может быть достаточно прочен.
Так как, повторяю, лично еще ни разу не встречал, чтобы кто-то сломал карбоновую раму в процессе обычной езды, я могу рекомендовать карбон всем, кто может его себе позволить. На ходу карбоновая рама ощущается приятнее алюминиевой, и особенно это заметно на шоссере.
Шоссейник на полном карбоне (рама, вилка, подседел, руль) просто планирует над асфальтом, по сравнению с алюминиевым. Не нужно слишком много думать о надежности и прочности карбоновых компонентов на велосипеде. Если ваш вес в пределах 80-90кг, то скорее всего, вы не попадете в статистику сайта bustedcarbon.
PS. Сейчас подумал, и понял, что я сходу могу назвать с десяток знакомых людей, которые сломали алюминимевые рамы (включая меня самого). Вот так-то. Не исключено, что если бы кто-то собирал фотографии поломаных алю-компонентов, то мы бы ужаснулись не меньше, чем в случае карбона. 🙂 Всё ломается.
Расскажите о своем опыте, если такой имеется, связанный с поломками (или наоборот, стойкостью) карбоновых компонентов и рам. И еще, как на ваш взгляд, имеет ли смысл это карбоновое сумасшествие, которое охватывает сейчас производителей и покупателей?
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.