Кемпинги Европы. Отличный способ сэкономить в дороге

Как и обещал в статье про подготовку к велопутешествию, выкладываю сегодня заметку про кемпинги. К сожалению, среди наших сограждан данный способ размещения не пользуется большой популярностью. Подозреваю, вопрос «что такое кемпинг» вызывает у многих ассоциации с бывшей турбазой, заброшенной где-нибудь в горах Алтая, то есть, явление не сильно распространенное и не приспособленное для комфортного проживания.

В разговорах я случается, упоминаю, что в Европе предпочитаю останавливаться с палаткой на территории кемпингов, на что получаю удивленные взгляды. Иногда слышу в ответ, что ночевать в гостиницах ниже 4* , значит не уважать себя, а уж валяться в палатке — это за гранью. Интересно, откуда в наших, небогатых, в общем-то, людях такая тяга к гламуру? Где-то читал, что 79% россиян ни разу не выезжали за пределы страны. Это не потому ли, что на четыре звезды не хватает доходов, а палатка для взрослого уважающего себя человека — как бы не солидно?

Я хочу рассказать вам, дорогие читатели, про мой опыт ночевок в Европе. За время своих странствий я посетил примерно 120 кемпингов, поэтому имею некоторое представление. Когда я в 2007 году выехал в свое велопутешествие в одиночку по Италии, то так же, как и многие, даже не рассматривал ночевки в кемпингах. Признаюсь, я даже не подозревал, насколько популярно это направление отдыха в Европе. Огромное, колоссальное количество кемпингов раскинулось на территории европейских стран. Вот, взгляните на скриншот из Google Maps, который я сделал по запросу «кемпинг в Италии». По опыту могу сказать, что в реальности кемпингов гораздо больше, потому что заведения попроще не рекламируют себя в интернетах.

Современный кемпинг — это место, где путешествующие (преимущественно на автомобилях) люди могут остановиться на ночь с комфортом, получив все бытовые условия: горячий душ, туалет, электричество, магазинчик, ровное место под палатку. Причем, стоимость размещения с палаткой в разы меньше платы за самую дешевую гостиницу. Неудивительно, что жители Европы с большим удовольствием путешествуют по сопредельным странам, тратя весьма скромные деньги. Я ни разу не слышал от них, что спать в палатке — это не солидно. Наоборот, многие люди говорили мне, что ни на что не променяли бы сон на свежем воздухе.

Впрочем, посмотрев на туристическое оборудование любого более-менее продвинутого любителя кемпингов, сразу понимаешь, что никакие гостиницы ему действительно не нужны. В Европе сложилась удивительная кемперская культура, и производители товаров стараются удовлетворить спрос на самую комфортную экипировку. Вы можете увидеть на фотографии пример далеко не самой большой палатки, в которых проводят свой отпуск европейцы.

В подобных палатках можно ходить в полный рост, в них есть по несколько комнат, прихожая и кухня. Причем замечу, что установить такую палатку очень просто, два человека справятся за три минуты, благодаря крайне продуманной конструкции укладки. Цены на такие дома вполне доступные: от 100 до 200 евро. Остальное оборудование тоже вызывает зависть, тут тебе и компактные газовые плиты, и надувные кровати, и масса разных полезных мелочей

Я уж не говорю о том, что часто кемпинги располагаются в замечательных местах: в заповедниках, на берегу океана, в горных долинах. Какое удовольствие находиться там, вдыхать чистейший воздух, наблюдать, как смеркается, и на небе загораются звезды. Посмотрите на эту фотографию, вам еще хочется в отель с четырьмя звездами? По-моему, здесь все десять звезд!

Еще один интересный момент: так как среднему европейцу неизвестно такое понятие, как дача, то многие из них арендуют на все лето маленький караванчик в кемпинге, и наезжают в него на выходных. Иногда жители северных стран проводят все лето в южных кемпингах, мы встречали немецких и норвежских пенсионеров, которые жили таким образом во Франции и Италии. Они устраивались там со всей обстоятельностью: привозили свои телевизоры и мебель, умудрялись даже разбивать цветочные клумбы рядом с караваном.

Но от продвинутых европейцев-матрасников вернемся к теме моего сайта — велосипедным путешествиям. Кемпинги — это просто небесный подарок для нашего брата-велотуриста. Вспомните тот скриншот с картой, который я показывал чуть выше. Такая плотность кемпингов означает то, что мы можем совершенно свободно, без малейшего планирования двигаться по Европе, и будем уверены, что нас ждет комфортная и безопасная ночевка. Лично для меня это очень важный фактор, ненавижу в дороге предварительное планирование.

Совершенно здорово двигаться по стране, куда глаза глядят (в пределах маршрута), а не следовать указаниям составленного дома трека. Увидел на горизонте интересный замок — почему бы не повернуть в ту сторону? Даже если у вас нет карты с кемпингами, стоит лишь спросить у местного населения, как вам тут же подскажут дорогу. Меня всегда удивляло, насколько доброжелательны европейцы к велотуристам. Я проехал почти все страны южной Европы, и всегда сталкивался только с самым хорошим отношением. Бывает даже такое, когда человек бросает все свои дела, садится в автомобиль, и с велосипедной скоростью выводит путешественника в нужное место.

Кроме всех преимуществ по комфортному размещению в кемпинге, есть еще один важный для велотуриста момент. Не очень-то удобно знакомиться с городами на велосипеде. Посещение музеев и прочих точек интереса ставится под вопрос: оставлять велики пристегнутыми у входа я вам категорически не советую, даже в самой спокойной европейской стране. Поэтому очень удобна тактика: расквартироваться в кемпинге, который находится ближе всего к центру города, оставить там велосипеды, сесть на автобус, и спокойно побродить по музеям. Как правило, рядом всегда найдется автобусная остановка, и проезд обойдется в несколько евро. Опасаться за оставленные в кемпинге велосипеды тоже не стоит: достаточно пристегнуть их к дереву на видном месте.

Однако, если вы опять посмотрите на скриншот с картой, вы увидите, что плотность кемпингов неоднородна, и если вы отклонитесь от побережья, то вероятность случайно встретить это полезное заведение значительно снижается. Тем не менее, я ни в коем случае не призываю заняться тщательным планированием и маршрутом в стиле «ни шага в сторону». Я делаю так. Открываю сайт ru.camping.info и начинаю искать кемпинги в том регионе, по которому проходит мой свободный маршрут. Таким образом, у меня сформировывается список кемпингов, разбросанных в удалении друг от друга на 50-70 км.

Дальше я кликаю на значки кемпингов на карте ru.camping.info в нужных точках, перехожу на домашнюю страницу заведения, знакомлюсь с ценами. Если цена и местонахождение меня устраивает, то я иду в google maps, и пытаюсь на спутниковой карте убедиться, на самом ли деле в указанном месте есть кемпинг. К сожалению, в четверти случаев никакого кемпинга там не оказывается (очень много неточностей особенно на юге Европы). Делать такую проверку меня научил неприятный опыт, когда после утомительного дневного перехода я находил вместо кемпинга с горячим душем и рестораном грязную промзону или частную застройку.

После того, как кемпинг подтвержден спутниковой картой, я забиваю точку в навигатор. В походе 2011 года я на всякий случай дублировал информацию, занося точку еще и в телефон с gps. Как в воду смотрел — через неделю после начала путешествия Гармин был украден, но домашние наработки сохранились в телефоне Нокео с навигатором.

В результате, я получаю немалое количество недорогих кемпингов, которые разбросаны в произвольном порядке вдоль моего маршрута. Я могу как угодно модифицировать свою дорогу, в зависимости от встреченных достопримечательностей и собственного настроения, и точно знать, что в пределах нескольких десятков километров  найду ночевку.

Расскажу о ценообразовании. В Европе принято брать деньги за пятно под палатку, плюс за каждого человека. Таким образом, ночевка на двоих будет стоить дешевле, чем на одного. За свои деньги мы получаем возможность пользоваться туалетным блоком. Замечу лишь, что в жлобской в туристическом смысле Италии берут деньги за пользование горячей водой в душевой, от 0,50-1,00 евро за пять минут наслаждения. В других странах такое тоже встречается, но скорее, как исключение.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


Также можно воспользоваться стиральными машинами, что обойдется в 5 евро (стиральный порошок входит в цену). Недешево, но стирать руками не очень вдохновляет. За отдельные несколько евро выстиранное белье можно прокрутить в центрифуге.

Кемпинги делятся как минимум на три ценовых класса, причем реальный уровень сервиса различается очень мало. Дорогие заведения отличает наличие бассейна и удачное расположение. Правда, иногда высокая цена не подкреплена абсолютно ничем, кроме жадности владельца. Дорогие кемпинги нужно отметать сразу, ничего хорошего для велотуриста в них нет. Цена может доходить до 50 евро за ночь на двоих в собственной палатке! Решительно отказать!

Средний ценовой класс — это то, что нам нужно. Кемпинг практически ничем не отличается от его дорогого собрата, но цена за ночь здесь окажется процентов на тридцать ниже. Я считаю нормальным, если за ночевку на двоих просят не более 20-25 евро в высокий сезон. К счастью, таких кемпингов в Европе больше всего, поэтому всегда можно рассчитывать на адекватные расценки.

И самый желанный для велотуриста тип кемпингов — муниципальный. К сожалению, их мало, вдобавок они почти никогда не рекламируются в интернетах, поэтому находишь их случайно. Цена ночевки может удивить даже бывалого туриста: абсолютный минимум, который мы заплатили — 6 евро за двоих в высокий сезон. Да, здесь не будет бассейна и минимаркета, но именно в муниципальных кемпингах чаще всего можно встретить брата-велотуриста. В интернетах можно найти сканы платных гайдов по велосипедному туризму, в которых обязательно должны быть координаты подобных заведений. Очень рекомендую!

Самые дорогая страна на юге Европы для туриста — Италия. Дешевле всего можно разместиться в кемпинге во Франции и Португалии. Со средними и северными широтами я знаком не очень, но слышал, что от цен на кемпинги в Норвегии волосы встают дыбом.

На цены крайне сильно влияет сезонность, разница может доходить до 100%. Немного продемонстрирую свои слова скриншотом:

Как видно, июль и август — самые дорогие месяцы. Идеально путешествовать по южной Европе в мае и июне. Если год выдался не дождливым, то в эти месяцы погода будет умеренно теплая, ночи не слишком холодные, а отдыхающих еще не так много. В высокий сезон же в кемпингах бывает некуда упасть яблоку, особенно в выходные.

Перечислив все прелести ночевок в кемпингах, я должен быть до конца честным, и рассказать о гадостях. К сожалению, есть ложка дегтя, которая может испортить отдых велотуристу, особенно если он не опытен в выборе кемпинга. Самым большим (и возможно единственным значимым) минусом является то, что в высокий сезон съезжается огромное количество народа, которые в отличие от вас, открутившего полторы сотни километров за день, приехали сюда зажигать! Очень неприятным сюрпризом может стать компания молодежи, расположившаяся в пяти метрах от вашей палатки, которая ночью спать не планирует.

Вдобавок, до 12 ночи официально разрешен беспредел, то есть в кемпинге проходят «анимации»: на полной громкости орет музыка. Дальше уже зависит от публики. Если подростков не сильно много, то можно и поспать. Но все равно не очень приятно, потому что хотел заснуть часов в десять, чтобы завтра встать пораньше, а получилось далеко за полночь.

Разумеется, не везде и не всегда всё плохо. У нас были просто чудесные кемпинги. Однажды в Португалии, недалеко от города Алкобаса мы нашли странный кемпинг, которого даже не было на картах. Он располагался прямо в лесу, очень чисто, тихо и немноголюдно. Оказалось, что хозяин кемпинга — француз, все его постояльцы тоже французы. Приезжают к нему по рекомендациям, залетные, вроде нас бывают очень редко. Мы себя чувствовали, как в раю. Планировали просто переночевать и ехать дальше, но видя такое место, решили остаться на две ночи, чтобы выспаться спокойно. Кстати, французы подтвердили звание культурной нации, во время путешествия по Франции мы не заметили ни одного шумного кемпинга. Хуже всего в Испании и Италии. Если с итальянцами еще можно совладать: после пары замечаний они успокаиваются, то с испанцами такой номер не пройдет.

Но если подойти к выбору кемпинга правильно, то проблем со спокойным сном не будет. Обратите внимание:

  • Чем ближе кемпинг к городу, побережью или достопримечательности, тем больше здесь будет народа, приехавшего для веселого времяпрепровождения. Ищите кемпинг в удалении от таких точек, это вдобавок сэкономит вам деньги.
  • Ищите муниципальные или «семейные» кемпинги. С первым все ясно, а второе означает, что кемпинг принадлежит одному человеку или семье. В таких местах не приветствуются пьяные гулянки, шумные анимации и тп., в отличие от коммерческих кемпингов, где главная задача — набить максимум народа.
  • Сразу обращайте на национальный состав отдыхающих, по номерам автомобилей. В любой стране вы найдете «немецкие», «английские», «испанские» и другие кемпинги. Лучшие соседи — немцы, французы, голландцы. Испанцы, итальянцы — плохо. И не дай бог вам попасть в кемпинг, где остановились английские подростки, одуревшие от доступного алкоголя и отсутствия родительского контроля. Они будут делать ночью то, что они делают каждый уикенд у себя дома. Не останавливайтесь в таких местах.
  • Если кемпинг в нужной местности единственный, и он входит в «зону риска», то не ставьте палатку рядом с санитарными блоками. Там всегда будет движение и шум, днем и ночью. Уходите в самый дальний угол, чтобы анимации не мешали вам спать. Оцените отдыхающих, лучше поставить палатку рядом с семейными людьми, невзирая на шумных детей. Как правило, после одиннадцати их загонят спать, тогда как веселая компания будет куролесить до утра.
  • Кемпинги, расположенные на природе, не пользуются популярностью у тусовщиков. Очень спокойно и тихо в горах и заповедниках. При проработке маршрута в первую очередь заносите их в навигатор.

Если соблюдать эти несложные правила, то можно легко избежать вышеописанных ужасов, и насладиться тишиной и покоем.

Надеюсь, я смог вас убедить, что вопреки распространённому мнению, путешествовать по Европе можно весьма недорого, а в некоторых случаях и почти бесплатно. Для этого нужны: здравый смысл, отсутствие понтов и неприхотливость в быту. С последними двумя понятиями сложнее всего. Радует только, что велосипед быстро и навсегда вправляет мозги в нужном направлении, ежедневный душ нужен обязательно, а лепестки роз на постели уже нафиг не уперлись.

Недорогой кемпинг на юге обойдется в среднем от 5 до 15 евро на человека в зависимости от страны и сезона. При наличии газовой горелки можно готовить себе калорийные и вкусные обеды не дороже 7-10 евро в день. Если вы выехали в дорогу ради самой дороги, а не для посещения музеев и достопримечательностей, то ваши расходы на проживание в месяц составят не более 500-1000 евро в месяц. Это вполне комфортный бюджет, без экстремальной экономии. В 2010 году мы с женой при 67-дневном путешествии тратили 30 евро в день на двоих (в среднем). Причем, в эти траты кроме жилья и провизии входили расходы на газ для горелки и на некоторые излишества.

Если вы еще входите в те 79%, которые никогда не выезжали за границу, то рекомендую переползать в 21%. Я полностью согласен, что и в России есть много интересных и замечательных мест, но Европа — это нечто особенное. На относительно небольшой площади собралось такое количество разных культур, языков и традиций, что наблюдать это крайне интересно. Не верьте тем, кто говорит, что в Европе скучно и дорого. Отойдите чуть-чуть от проторенных туристических троп, и вы увидите, что Европа пропитана своей потрясающей историей, каждый камень может рассказать любознательному человеку больше, чем он сможет прочитать в десятке книг. Даже если вы не разделяете моего увлечения велосипедом, просто возьмите в прокат автомобиль, и двигайтесь, куда глаза глядят. Благодаря кемпингам, интереснейшее путешествие может получиться весьма умеренным по затратам.

Спасибо, друзья, что дочитали эту не слишком короткую заметку до конца. Прошу комментировать, ретвитить, постить в социальных сетях. Путешествия должны быть доступны!


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах