Нужно ли высшее образование в наше время

Ко мне иногда стучатся читатели сайта с вопросами, выходящими далеко за рамки велосипедной тематики, одно время я даже хотел сделать аудио программу «вопрос-ответ», но после записи нескольких десятков ответов дело как-то застопорилось.

Пару дней назад прислали письмо примерно такого содержания: «хочу послать подальше институт и уйти в велопутешествие, поддержите или отговорите». А я вспомнил, что уже отвечал в аудиоформате на подобный вопрос, и решил его опубликовать (ниже по тексту видеоролик).

Мне немного странно выступать в роли советчика по этой теме, так как сам я не имею не то что высшего образования, а даже школу толком не закончил. Почему так получилось, расскажу как-нибудь потом.

А сейчас сделаю небольшое отступление в сторону своей жизни английского нелегального иммигранта: однажды нас — человек 15, в основном ребят с Украины и России, наняли на сбор картошки с полей.

Обычно её собирает специальная машина, но когда долго идут дожди, то много овоща остается в земле, поэтому применяют ручной труд, в данном случае — наш. Работа не слишком тяжелая, но очень грязная и скучная — 10 часов по щиколотку в размякшей от дождя земле, задом кверху.

За нашей работой приглядывал супервайзер — веселый англичанин по имени Пол, а так как нас привозили утром и забирали вечером, то дружить ему было больше не с кем, поэтому он общался с нами.

Как-то речь зашла об образовании, и Пол с огромным удивлением узнал, что из 15 человек нашей команды не имеют высшего только двое — я и мой приятель Стас. Остальные были дипломированными врачами, учителями, экономистами и инженерами, или по крайней мере, студентами на поздних сроках.

Среди нас по английски более-менее нормально говорил только я, поэтому Пол решил, что мне пришла в голову идея подшутить над ним, и сам подходил к каждому, тыча пальцем: «Doctor??», «Accountant???», на что получал радостное «Yes, Yes!!».

Когда я объяснил, что в наших странах не получают высшее образование только абсолютные маргиналы или такие отщепенцы, типа нас со Стасом, то он посмотрел на ковыряющихся в грязи ребят и с чувством спросил: «What the heck are you doing here lads??!».

А вот на это ответить было совершенно нечем. Мне самому непонятно, почему люди, посвятившие четыре-пять лет своей жизни обучению, вместо того, чтобы пробиваться по специальности, вооружившись хорошим знанием английского, копают в грязи картошку.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


Слишком много умных

Из-за девальвации самой идеи высшего образования полностью утрачено понимание, для чего оно вообще нужно. Если спросить студентов, зачем они пошли учиться, то получите ответ: «откосить от армии, потусоваться, все пошли и я пошел», но только не для того, чтобы стать специалистом и зарабатывать этим на жизнь.

Не раз замечал — у многих есть иллюзия того, что обучение в ВУЗах дает если не знания, то хотя бы некое «академическое» мышление, типа институт учит думать. Со всей уверенностью могу заявить, что мне не удалось установить зависимость между наличием диплома и способностью анализировать.

Точно так же, ум и образование вообще никак не связаны, потребность и усвоение информации зависят от характера. Например мне всегда было интересно познавать мир, и я уверен, что мой уровень эрудиции выше среднестатистического выпускника ВУЗа.

Эрудиция, впрочем, тоже вещь весьма скользкая, люди склонны считать умными тех, кто держит в уме знаменательные даты и способен произвести сложные математические вычисления. На самом же деле это говорит лишь о хорошей памяти и большом объеме прогнанной через мозг информации.

Например, мне абсолютно всё равно, знает ли человек географию или историю, я смотрю в целом, какова модель его мышления, насколько адекватно он воспринимает окружающий мир.

На мой взгляд, неплохо иметь много энциклопедической информации в голове, но гордиться этим, или еще хуже — оценивать других людей по такому фактору — в корне неверно. Для меня ум — это в большей степени аналитические способности в сочетании с гибкостью мышления.

Лишняя информация

Возвращаясь к высшему образованию — меня всегда раздражало то, что вместе со специальностью студентам вдалбливают кучу совершенно ненужной и неактуальной информации, воруя их внимание и время.

Но в то же время в институтах почему-то не учат важным вещам: например, как распоряжаться личными финансами, почему-то не объясняют, что рассчитывать на государство — это гарантированный способ провести всю свою жизнь в заднице? Почему, в конце концов, не учат защищаться от зомбирования из интернета и телевизора? Впрочем, это меня куда-то понесло… 🙂

Мне хотелось бы услышать от читателей — что вы думаете о нашем высшем образовании, почему оно такое убогое и что нужно менять.

PS. Если кто-то считает, что с образованием всё в порядке, то объясните мне, почему подавляющее большинство выпускников не работает по специальности, ничего не помнит из того, что учили и никогда не применяет полученные знания на практике.


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах