Прокатился на электро MTB — вот это да!

Я писал весной о том, как в моё инфополе попала тема электро МТБ, перейдите по ссылке, если хотите знать, зачем он нужен, сколько едет, сколько стоит и т.д. Подчеркиваю, речь идет не о транспортных велосипедах со схемой мотор-колесо, а именно о горных байках с электро ассистентом. Такие велосипеды имеют нормальную развесовку с низким центром тяжести и выдерживают все нагрузки, как и обычные MTB.

Как выяснилось, мой друг в Таллине купил себе е-байк в дополнение к традиционному найнеру и радуется жизни. Вчера Александр любезно предоставил мне свой аппарат для тест-райда.

Тест, к сожалению, получился сумбурным, фоток не сделал, поэтому выставлю изображение велосипеда из интернета:

Это Haibike Hard Nine 7.0 — главная фишка велосипеда, помимо того, что это е-байк, в новом плюсовом размере колес — рама и вилка стандарта Boost вмещают колеса до 3.0. В стоке стоят Schwalbe Nobby Nic 2.6, представляете, как было бы тяжело крутить такие катки с низким давлением на обычном велосипеде без мотора.

Наверно, первое, что должно шокировать — вес велосипеда. Но в принципе, я человек, подготовленный — в Таиланде накатал за эту зиму 8000 км на байке, который весил со всем навешенным на него хламом (противоугонный трос, сумка на руль, запаска и т.д) 18,3 кг, поэтому не могу сказать, что 20 кг этого Хайбайка меня поразили.

Начал я с того, что попробовал, как этот монстр едет без мотора, всё-таки тяжеленные катки 2.6 и общий вес должны сказываться. Что сказать — он таки катит, но небыстро. Не слишком напрягаясь, по ровняку можно ехать со скоростью 15-17 км/ч, так что если батарея сядет не очень далеко от дома, то доехать можно без проблем.

Включаем первый режим Eco (всего их четыре: Eco, Tour, Sport, Turbo), и о, чудо, тяжелый байк покатил. Ощущение, как будто в спину задул сильный ветер. Это второй шок, потому что в самом слабом режиме не ожидаешь такой легкости и наката. Александр принципиально ездит почти всегда в Eco режиме, потому что с одной стороны экономится заряд батареи, а с другой — надо вкручивать по полной.

Кстати, я могу только подтвердить слова адептов е-байков о том, что сил с мотором расходуется не меньше, а даже больше. Я прокатился по обычному велосипедному трейлу с корнями и небольшими апхиллами-съезжалками в Eco/Tour режиме и крутил ничуть не меньше, чем если был бы на обычном велосипеде.

Разница лишь в том, что своими силами я на этом трейле вряд ли бы смог ехать быстрее 13-15 км/ч, а на электро средняя скорость выше 20 при тех же усилиях. По ощущениям это пропасть — на такой скорости мне, без подготовки было даже страшно нестись по незнакомой тропинке, иногда приходилось сдерживать себя. Я могу только представить, сколько адреналина получает владелец, гоняя по лесным техничным трейлам на скоростях 25 км/ч.


Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку. 


Режимы Sport и Turbo вообще превращают велосипед в самолет — реально страшно вкручивать на полную по синглтрекам с корнями и резкими спусками. Мне хватило для начала Eco и Tour, драйва выше крыши!

Колеса стандарта Boost держат как приклеенные, ощущение как будто несешься по рельсам — ширина 2.6 и давление 1.3 атм делают своё дело. Александр сказал, что выбор такого размера обусловлен в первую очередь перспективами зимнего катания — можете себе представить, как круто будет разъезжать на таких катках с помощью электромотора по снегу.

Что касается запаса хода, то опыт владельца разбивает мой скептицизм — если катать по тропинкам и грунтам без сильных апхиллов в режиме Eco, то хватает на 80-100 км, а если маршрут преимущественно по асфальту/гравийкам, то можно проехать 120-150 км. Причем, если батарея таки сдохнет на обратном пути, то доехать можно — вел медленно, но катит. В горах, конечно, расход аккумулятора будет в разы интенсивнее, но у нас в Эстонии гор нет. 🙂

Александр снял ограничение, которое отключает мотор при достижении скорости 25 км/ч, и теперь велосипед разгоняется до 50. Я попробовал вкрутить на асфальте — мотор довольно слабый, и чтобы достичь хотя бы 40 км/ч, нужно активно вкручивать. Смысла в электровспоможении на асфальте я не вижу, поэтому не понимаю, для чего нужен электро-шоссер. В чем разница, ехать 30 своими силами или 45 с мотором? Никакой разницы в ощущениях нет. Другое дело на е-мтб по техничным грунтам…

Очень, очень интересно катать на таком велосипеде. Мне уже заочно понравилась идея е-байков, но я полностью проникся энтузиазмом, когда попробовал сам. Обязательно приобрету себе такой, но не в этом году, потому что я уже выбрал и купил велосипед шоссейного типа (рассказ о нем на следующей неделе).

Е-байк — это не необходимость и далеко не замена традиционным велосипедам, что подтверждает опыт владельцев, как правило, они все имеют в гараже помимо электровела обычный мтб и шоссер.

Е-байки разрабатывались для сценария использования в горах, где много апхилла, который выматывает, для расширения ареала катания в тех широтах. Для чего же он нужен в наших краях? Мне в голову сразу приходят следующие сценарии:

  1. Получение адреналина при катании по лесным трейлам.
  2. Расширение ареала катания (этот пункт хорошо подошел бы мне, я практически не катаю по грунтам, и думаю, что мотор помог бы вернуть интерес к MTB).
  3. Проблемы со здоровьем. Помощь мотора помогает дозировать нагрузку. Если у вас не всё в порядке с коленями, то вы можете на апхилле включить режим посильнее. Так же можно убрать пики ЧСС при апхиллах, чтобы беречь сердце.

Ни в коем случае не хочу сказать, что все должны пересаживаться на е-байк, это просто игрушка для небедных (или неизлечимо увлеченных) людей, открывающая новые горизонты. Для меня основным стоп-фактором является цена, например, данный Haibike стоит 4000 евро, что несколько выходит за рамки адекватных расходов на развлечение. Стоил бы этот вел хотя бы в два раза дешевле, то можно было бы помечтать, но пока нет.


Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

Поделитесь с друзьями

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт Котовского | Журнал о велосипедах