Наверно у моих читателей когда-нибудь возникали вопросы по поводу того, почему одни сайты становятся популярными, а другие так и остаются безвестными.
Возможно, кто-то хотел открыть свой блог, но не понимал, кто будет его читать. Так как я уже не первый год кручусь в этой области, то расскажу принцип, по которому работает интернет в наше тяжелое время.
Разумеется, первое требование, которому должен отвечать сайт, претендующий на то, чтобы стать популярным — это быть по настоящему полезным людям. Здорово, когда люди, ведущие сайт, увлекаются и разбираются в предмете.
Форумы
Классический пример такого сайта — это любой крупный тематический форум. Несмотря на то, что я не приветствую чрезмерное увлечение форумами, я признаю, что там — самая релевантная и актуальная информация.
Причина — одновременное общение большого количества людей, глубокого разбирающихся в предмете, и пурга от нахватавшегося верхушек новичка просто не пройдет. Если я хочу прояснить для себя какой-то вопрос, то обязательно начинаю с форумов. Я очень быстро читаю, поэтому буквально за 20 минут могу проработать большой массив практической информации, и сложить мнение.
При такой пользе для людей, казалось бы, вся выдача поисковых систем должна быть забита именно форумами. Но, разумеется, мы этого не видим. Встретить форум в топе по какому-то более-менее конкурентному запросу можно очень редко.
Вы когда-нибудь задумывались, почему в поисковой выдаче одни сайты выше, а другие ниже? По каким факторам поисковые системы отдают предпочтения определенным ресурсам?
Релевантность
Этих факторов огромное количество, равно как и алгоритмов, учитывающих их в ранжировании. Понятно, что статья должна быть релевантна запросу. То есть, если пользователь набирает «что посмотреть в Риме», то документы (страницы), которые поисковик включит в свою выдачу, должны рассказывать о достопримечательностях итальянской столицы.
Причем, чем качественнее текст, чем более ёмко раскрыта тема в статье, тем более высокое место документ получит в выдаче. Контент — это очень важный фактор, влияющий на позиции сайта в поисковых системах.
Вы представляете себе скорость, с которой происходит поиск наиболее релевантных документов по вашему запросу? В русском интернете сотни тысяч страниц, на которых что-то упоминается о Риме, а ведь нужно еще и просеять сами тексты статей на предмет максимально полной информации по достопримечательностям Рима.
Такое возможно, потому что роботы поисковиков постоянно обегают интернет и индексируют документы, занося информацию в свои базы данных. Таким образом, при вашем запросе поисковая система не бросается в пучины интернета, чтобы найти информацию, а просто «смотрит» в свои записи. Но всё равно, объемы информации, которые ежедневно перелопачиваются поисковиками — потрясают.
Возраст
Ну хорошо, ведь в рунете документов, отвечающих на вопрос о достопримечательностях Рима, скорее всего несколько тысяч, кто же попадет в топ? Очень сильный фактор ранжирования — возраст сайта.
Чем старше сайт, на котором размещена статья, тем больше к этому документу доверие со стороны поисковых систем. И наоборот, к новым сайтам доверия нет, их часто даже заносят в так называемые песочницы — когда статьи с молодого сайта по конкурентным запросам не показываются пользователям.
Через некоторое время, если поисковик видит, что сайт ведет себя хорошо и продолжает развиваться, то выпускает его из песочницы, и тот начинает участвовать в конкуренции на общих правах.
Прочие факторы
Кроме возраста и релевантности документа существует очень много второстепенных факторов, влияющих на позиции в поисковой выдаче. Это, например, дизайн сайта и скорость загрузки страниц.
Последнее время много разговоров идет о так называемых поведенческих факторах — времени нахождения посетителей на сайте, количестве просмотренных страниц и тд.
Я не слишком верю в важность этих значений для поисковиков, потому что для разных запросов проведенное на сайте время будет совершенно разным. Например, по запросу «такси в Нижнем Урюпинске» я не буду долго сидеть на сайте таксо-фирмы, а просто наберу номер телефона и закажу машину.
В любом случае, все эти прочие факторы имеют исчезающе малое значение по сравнению с первыми двумя.
Ссылочная масса
Самым главным фактором ранжирования в поисковой выдаче является ссылочная масса, ведущая на сайт. Это выглядит логично — чем чаще на страницу ссылаются, тем больше шансов, что этот документ заслуживает доверия.
Например, вы прочитали интересную заметку. Вполне вероятно, что вы поставите на неё ссылку на своем сайте, форуме, стене Вконтакте и тд. Так же и другие люди. Для поисковых систем это знак, чтобы по запросу, на который отвечает эта заметка, её позиция была выше, чем у другой статьи, на которую нет ссылок.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Что же делает оптимизатор, чтобы продвинуть свои страницы в топ поисковой выдачи? Просит друзей, чтобы они поставили ссылки? Нет, это капля в море. Он покупает ссылки на других ресурсах.
То есть, за его деньги, хозяева сайтов в свои статьи вставляют ссылки, ведущие на его сайт. В рунете всё вертится вокруг ссылок — ссылки стали самым ходовым товаром. Чтобы пробиться в топы конкурентной выдачи, нужно много ссылок, ведь другие оптимизаторы не спят и тоже покупают ссылки.
Ссылочные фермы
Чтобы удовлетворить такой спрос, в интернете процветает ссылочный бизнес. Люди создают тысячи сайтов, чтобы только торговать с них ссылками. Вы наверно, встречали такое явление — открываете в поисковой выдаче сайт за сайтом, а там практически одно и тоже, просто написано другими словами.
Это как раз темная сторона этого бизнеса. Если вы создали двадцать сайтов для торговли ссылками, то вам нужно много контента, потому что ссылка, которую у вас покупают, должна быть встроена в текст.
Копировать с чужих сайтов можно, но поисковые системы не любят воровство контента и выбрасывают сайт из индекса. Поэтому хозяева таких ссылочных ферм просто заказывают у так называемых копирайтеров рерайт (rewrite) статей с чужих сайтов.
Если своими словами пересказать чужую статью, добавить воды в стиле «Всем известно, что…», «Британскими учеными доказано, что ….», то получается как бы самостоятельная заметка, которая занимает свое место в поисковой выдаче. Таких сайтов не сотни — их десятки тысяч. Не удивляйтесь, что перебирая выдачу, вы иногда будете чувствовать дежа вю.
Чтобы вы понимали, какие деньги крутятся в этом бизнесе, я могу сказать, что компания, которая хочет, чтобы её сайт стоял на первом месте в московской выдаче Яндекса «купить пластиковые окна», тратит в месяц по несколько сотен тысяч рублей на ссылки, чтобы удержать свою позицию.
А теперь представьте, сколько в рунете коммерческих запросов, и по всем закупаются ссылки на сотни тысяч рублей. Плюс ко всему, ссылки закупаются и на некоммерческие запросы, но там суммы, конечно, в разы меньше.
Ссылочный вес
Казалось бы, всё просто: клепай сайты сотнями, размещай на них рерайт — и получай свои миллионы. Ведь даже самая дешевая ссылка с молодого сайта — это 30 рублей. А если сайт имеет хоть немного доверия в глазах поисковиков, то сумма 100-200 рублей за размещение одной ссылки — это нормальная цена.
На самом деле не всё так просто, потому что имеет место быть такая вещь, как ссылочный вес. Размещая на своем ресурсе ссылку на другой сайт, вы передаете ему часть своего веса. То есть, если считать условный вес сайта за единицу, то разместив десяток ссылок, ваш сайт «похудел» до 0.95. И наоборот, тот сайт, на который ссылаются, свой вес повышает.
Таким образом, когда на сайте, особенно молодом, образовывается много ссылок, то его вес истощается, и это сигнал для поисковиков. Если ссылки продавались агрессивно (почти из каждой опубликованной статьи), то например, Яндекс, накладывает на такой ресурс фильтр АГС (анти-ГовноСайт), выкидывая его из индекса. Больше хозяин не сможет зарабатывать на нем.
Поэтому, чтобы не попасть под санкции, хозяевам ссылочных ферм приходится закупать ссылки на свой ресурс, удерживая его вес на приемлемом уровне. Это извилистый путь, и по статистике, рано или поздно, такой сайт всё равно попадает под АГС.
Теперь вы не должны удивляться, что владельцы хороших сайтов с неохотой публикуют ссылки на другие ресурсы — вес-то уходит. Вторая причина такой неохоты — жлобство. 🙂 Цена ссылки известна, и делать кому-то «подарок» не всем хочется.
Не всё так страшно
К счастью для пользователей и к несчастью для оптимизаторов, поисковики последние годы стали стремительно умнеть. Покупные ссылки легко вычисляются, ссылочные фермы влетают под АГС, а алгоритмы больше не учитывают большой ссылочный вес, как безоговорочный фактор для размещения документа в топе выдачи.
Разумеется, и сегодня ссылки — это главный фактор ранжирования, но теперь нужно прилагать гораздо больше ума к закупке ссылочного. Важно, насколько качественный ресурс, на котором вы покупаете ссылку, насколько его тематика пересекается с вашей.
Читатель, который в глубине души мечтает выйти в эфир со своим сайтом, не должен пугаться описанной ситуации. Большие ссылочные бюджеты нужны лишь в коммерческих и высоко конкурентных тематиках.
Имея сайт на тему своего хобби, вполне можно иметь достаточный поисковый трафик даже без денежных вложений. Главное для таких небольших сайтов — качественный контент. Если вы по настоящему разбираетесь в предмете и искрене любите то, о чем пишите, это обязательно будет оценено читателями, и ссылки на ваш ресурс будут появляться сами по себе.
____________________________________________________________
Вот такой небольшой экскурс в закулисье поисковой выдачи. Я на эту тему мог бы еще много рассказать, но вроде бы мой ресурс связан с велосипедами и путешествиями. 🙂 Так что оффтопить если и буду, то редко. На сегодня хватит.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.