Я не раз встречал такое мнение — зачем тащить с собой в велопоход свой личный байк через пол земного шара, лучше купить какой-нибудь дешевенький уже на месте. А потом, перед отлетом продать/выкинуть.
На мой взгляд, эта идея не слишком состоятельна, несмотря на выдающийся пример одного из ветеранов вело-бомж движения Романыча, который совершил немало велопоходов по странам Европы именно на копеечном хламе, именуемом в народе ашанбайками.
Как всегда, я примериваю ситуацию на себя, поэтому мои рассуждения могут расходиться с вашими. Итак, допустим, мы задумали велопоход длительностью несколько недель по какой-то европейской стране.
Мифы
Какие соображения в пользу покупки местного недорогого велосипеда? Во-первых, это стоимость перевозки. Сейчас перевезти байк в одну сторону обойдется примерно 40-50 евро, в зависимости от авиакомпании. Получается, что можно сэкономить сотню евро, если оставить свой велик дома.
Во-вторых, многие боятся, что их дорогой байк будет поврежден или поцарапан во время транспортировки. Вдобавок, сама морока по сборке-разборке и упаковке двухколесного друга далеко не всех вдохновляет.
Вроде бы логично, что купив в супермаркете вел за 150 евро или чуть подороже в веломагазине, вы убиваете обоих зайцев.
Реальность
Лично я с этим не согласен, и сейчас объясню, почему. Начну с того, что возможность поломки велосипеда при транспортировке, хоть и не нулевая, но всё же весьма небольшая. Прочитайте мою статью о том, как перевозить велосипед в самолете, не так уж сложно упаковать технику так, чтобы ничего не сломалось.
Теперь к вопросам экономии. Если на перевозке байка самолетом экономите 100 евро, то купив новый в магазине за 200, увеличите свои расходы на сотню. Интересный подход к экономии. Впрочем, возможно, в конце путешествия вам удастся продать его за полцены, пометим это в памяти.
Представьте себя, для начала, со своим велосипедом, в аэропорту чужой страны. Ваши действия? Собираете вел и преспокойно начинаете свой велосипедный маршрут.
А теперь представьте то же самое, только своего байка у вас нет. А есть велосипедные сумки, палатка, спальник и пенка. Вместо того, чтобы выехать в путь, вам придется решать очень интересный квест.
Транспортные расходы
Аэропорты в большинстве своем находятся за городом, и иногда далеко. Значит — садимся на поезд/автобус, причем замечу, с велосипедным багажом, который не очень-то предназначен для ручной переноски.
Доехали до центра, там пересели на городской автобус (предположим, что у вас уже проработана эта тема, и вы знаете, где супермаркеты или веломагазины). Заходим в местный «ашан», и видим, что в продаже нет байков подходящей для вас ростовки.
Или есть, но на рамах нет креплений для багажника. Или еще что-то. Берем в руки свой багаж, идем обратно на автобус, едем куда-то, находим веломагазин, покупаем велосипед и багажник для него.
Замечу, что в Европе общественный транспорт стоит весьма дорого, и подброс на поезде до центра, а потом проезд на автобусе вполне может обойтись в 20-30 евро.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
Вдобавок, если ваш самолет прилетает после 17-18 часов, то попасть в этот день в веломагазин уже вряд ли получится. Значит — хостел, это еще 30-40 евро. Что-то пункт «экономия» становится каким-то совсем призрачным, и это при том, что нужно потратить массу времени и нервов, чтобы обрести новый вел.
Надежность и ресурс
Но самое интересное еще впереди. «Одноразовый» велосипед — это не одноразовый шприц. В отличие от последнего, нет никаких гарантий, что он сможет выполнить свою функцию.
Велосипеды по цене 150 евро в супермаркете — редкостный хлам, который по определению не может пройти сколько-нибудь серьезную дистанцию. Эти изделия китайского велопрома предназначены для очень редкого катания в хорошую погоду.
В реальной же дороге, с дождем, грязью, а главное — с большим грузом и пробегами по сто км в день, такой ашанбайк развалится через неделю. Причем сделает это в самом неподходящем месте, там, где вы замучаетесь искать веломастера или просто другой магазин, чтобы купить новый вел.
Сломаться может даже то, что невозможно представить на нормальном веле. В ашанбайках трескаются обода, гнутся подседелы и рули, и я уже не говорю про поломку механизмов, таких, как каретка или втулка.
Не лучше дело и с байком из веломагазина — за такие деньги вам продадут самый бюджетный вариант, который если не развалится, то будет постоянно требовать регулировки, протяжки и мелкого ремонта.
Итак, представьте, вы приехали в отпуск, у вас ограниченное количество времени. Но сначала пришлось потратить целый день, чтобы купить байк, потом мучиться с ним в дороге, и наконец, искать дурачка, которому его впихнуть. Как искать, где искать? Чужая страна, чужой язык.
Был бы вел в идеальном порядке, его можно было бы продать в веломагазин, за половину цены. Но, то, что станет с ним за три недели грузового похода, будет очень далеким от понятия идеального состояния. 🙂 Скорее всего, получится продать его каким-нибудь подростками за двадцатку.
Но скорее всего, вы доедете до аэропорта, и, чертыхаясь, забросите этот ашанбайк далеко в кусты. Учитывая, что в первый день потратили 30-70 евро на транспорт/хостел, то вместо экономии на перевозке велосипеда оказались еще в убытке, этак на 150 евро. Чудесно!
Исходя из этого, я категорически не советую заниматься подобной дурью, а путешествовать на своем велосипеде.
Исключение
Единственный вариант, который я нахожу приемлемым с покупкой велосипеда на месте — это когда лететь нужно на большой срок и очень далеко. Но и в этом случае покупать придется не «одноразовый» байк, а нормальный, хотя бы оборудованный не ниже уровня Shimano Deore.
Хотя, скорее всего, даже если бы мой путь лежал через Южную Америку, я бы полетел туда со своим проверенным велосипедом. Привычная геометрия, привычное седло, надежность, продуманное крепление багажа — это крайне важно!
Интересно было бы послушать тех, кому удавалось путешествовать на более-менее приличные дистанции на «одноразовых» велах. Какими соображениями вы руководствовались, когда выбирали этот вариант, лично я не вижу ни единого плюса.
Как по мне, так в случае короткого велопохода (пара недель), гораздо умнее было бы арендовать приличный велосипед, если очень уж не хочется везти свой. Это обойдется те же 200 евро, но на нем хотя бы можно путешествовать.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.