Недавно познакомился в Фейсбуке с интересным человеком — фотографом Русланом Сафиным (кстати, приглашаю всех в сообщество Вконтакта). Меня привлекли в его ленте фотографии с велосипедного мероприятия Tweed Ride, проходившего в мае этого года в Москве.
Я очень отдаленно что-то слышал об этом, в моем представлении это было нечто собрания хипстеров на старинных велосипедах. Но как оказалось, там все гораздо интереснее. Я попросил Руслана быть сегодня моим гостем и рассказать об этом событии и о классических велосипедах вообще.
Замечу сразу — все фотографии автора, то есть это не историческая съемка, как я подумал сначала. На мой взгляд, снимки замечатально передают атмосферу. Итак, вот он, собственной персоной:
Виктор Котовский: Руслан, рад видеть тебя в гостях, расскажи, кто ты, чем занимаешься.
Руслан Сафин: По первому образованию преподаватель англ/нем языков. Немного поработал в школе на практике. Второе образование получил в Финансовой Академии при Правительстве РФ. Поработал 8 лет в страховании экспортных грузов.
Далее, когда наскучило, занялся любимым делом — фотографированием. Был официальным фотографом Кубка Кремля по теннису в 2009, брал частные заказы, работал для Министерства Энергетики РФ (например, съёмка открытия атомной станции в Бушере, Иран).
В общем, фотографирую направо и налево, а в перерывах — занимаюсь дегустациями алкоголя и сигар и катаюсь на велосипеде. Люблю ездить один: ездил в одиночку на Кольский полуостров (нашёл местного проводника), ездил один на Соловки, Байкал, на Кубу. Люблю и в компании.
ВК: Так и запишем — живет в собственное удовольствие. Хорошо,теперь к Tweed Ride — каким ветром занесло в столицу столь странное для наших широт явление? Откуда вообще пошло это мероприятие и как давно оно проводится.
РС: Явление это не столько странное, сколько весёлое: участники надевают одежду, приближенную к фасонам 20-30 годов прошлого столетия и катаются на велосипедах классического городского стиля (допускаются любые велосипеды, лишь бы не откровенно горные, чтобы не портить картину).
Участники в приподнятом настроении, у всех интереснейшие аксессуары и все любуются друг на друга, какие все красивые приехали на это элегантное мероприятие. Потом совершается сама велопрогулка и в конечной её точке наступает апофеоз: участники спешиваются, перекусывают, пьют (кто что) и фотографируются на старинную камеру, где плёнка представляет из себя огромный лист, похожий на рентгеновский. Звучит весёлая музыка в исполнении джаз-оркестра. Все счастливы.:)
Два слова об истории. Первые рождественские велопрогулки в твидовой одежде начались в Лондоне в начале 90-х. И только в 2009 году один лондонский велофорум организовал под брендом Tweed Run первую официальную велопрогулку, которую подхватили в городах мира под названием Tweed Run или Tweed Ride. После Киева и Питера она докатилась и до нас: первый Tweed Ride состоялся в мае 2012 года, второй тоже в мае этого года, планируется и осенний Tweed Ride, дата пока неизвестна.
ВК: Интересно, когда это явление докатится до моего Таллина… Tweed Ride — это собрание хипстеров, которые стараются соответствовать какому-то дресс-коду или здесь скрывается что-то более серьезное?
РС: Понятие «хипстеры» сложилось в 50-х годах, а стиль Tweed Ride — это явление о 20-30-х годах, так что это вовсе не хипстеры. К тому же, среди участников масса людей с ответственными статусами и серьёзными работами, что противоречит реалиям хипстерства.
Но дресс-код, конечно, есть, в нём-то и заключается внешний смысл, и его стиль можно описать как «английская мода прошлого столетия», где сочетается стиль preppy и smart-casual с изделиями из твида или молескина (особый вид х/б ткани).
А для многих участников Tweed Ride это вообще повседневная одежда, с накрученными усами, с бородами, в жилетках и бриджах, в твидовых пиджаках. Но главное визуальное богатство Tweed Ride это, бесспорно, девушки: будто попадаешь на голливудскую съёмочную площадку, настолько все они элегантны и красивы!
ВК: Полностью поддерживаю насчет девушек! Приятно видеть, что им интересна велосипедная тема, пусть и с немного другой стороны.
Какую роль играет велосипед — это просто модный аксессуар, как твидовые пиджаки и кожаные сумки? Или все же основная часть собравшихся людей на самом деле велосипедисты?
РС: Велосипед может быть и городским, и custom-made: на кастомах приезжает всё больше участников. Это люди, у которых руки растут откуда надо. Кстати, сейчас появляются мастерские, где можно тюнинговать свой велосипед как душе угодно. И при этом они остаются прекрасным транспортным средством для ежедневного использования. Так что все участники — настоящие энтузиасты велосипеда!
В качестве тюнинга я присобачил небольшую сигарную коробчонку на руль и поместил туда bluetooth-колонку: играет громко и кода деликатно приближаешься к пешеходам сзади, то не надо звонить в звонок или просить проехать — люди сами уступают дорогу, заинтересованно пытаясь разглядеть, что это там такое в коробочке звучит.
ВК: Судя по фотографиям, на Tweed Ride весьма активно употреблялись алкогольные напитки, хоть и в цивилизованном виде. Алкобайкинг? 🙂
РС: Насчёт активного вкушения это обманчиво: всё очень и очень в меру. Я противник совмещения больших объёмов и катания. Для настроения могу пару бокалов вина или размеренно 150 мл, но не больше — это чревато.
Заметил, что чем больше ты разбираешься и понимаешь толк в напитках, тем меньше хочется выпить неподъёмное количество: пьёшь ради вкуса и легкого удовольствия. Хороший виски в этом плане большой помощник, ведь его много выпить просто невозможно, если только не ставить целью сползти под стол. Водку исключаю из рациона в принципе — мрачный напиток, и никакие «под пельмени» меня не убедят.
В любой стране мира национальный напиток пахнет исходным сырьём — яблоком, зерном, кактусом, сливой и т.д. И только наш «национальный» напиток, который был насаждён России (до 1890 года пили-то совсем другое, попробуйте Полугар), по меткому замечанию Бориса Родионова, энтузиаста возрождения исконно российского алкогольного напитка, «пахнет уколом в ж..пу». Точнее не придумаешь!
Наряду с винами и дистиллятами я, поскольку состою в сигарном клубе «Московские афисионадо», всегда имею при себе одну или две сигары. Как здорово после прогулки поставить велосипед на подставку, сесть на летней веранде и закурить душистый табак, запивая горячим с шоколадом… Сигара для меня неизменный спутник на каждый день.
Друзья, я восстановил этот сайт из архива. Сайт очень ценен и я уверен, что многие удивились его отсутствию в интернете. Помимо временных затрат требуются ежемесячные траты на хостинг, буду крайне благодарен за поддержку.
ВК: Ты так вкусно рассказываешь, что даже я – непьющий и некурящий человек, захотел откинуться на спинку кресла, закурить сигару и выпить виски. 🙂
На твоей очень интересной странице в Фейсбуке много фотографий тебя на классическом велосипеде, в классической же одежде. Значит ли это, что ты и в обычной жизни придерживаешься этого стиля?
РС: Знаешь, эта одежда создаёт особое настроение — праздничное, приподнятое, с толикой вольнодумства. И это очень практично в городской жизни: я могу зарулить и в консерваторию, и в любой музей, и в кафе, чего не сделаешь, не переступив через этические нормы, в спортивной одежде. Так что с моим велосипедом они существуют душа в душу. Представить себя в спортивной одежде в этом седле я не могу, а в пешем состоянии могу и в casual ходить.
ВК: Мне кажется, что человек, который в обычной жизни катается в таком виде, должен быть очень независимой и самодостаточной личностью. Ведь постоянно же будет тыкать пльцами. Или наоборот, в этом есть некий вызов окружающей серости?
РС: Я сначала думал так же, но пальцами не стали тыкать (хоть меня чьи-то пальцы совсем не интересуют): однажды остановился на пешеходном светофоре, а из моего динамика играет ВИА AC/DC, и парень с девушкой на светофоре стала приплясывать. Было весело! Поэтому без вызова, но «смех и радость мы приносим людям!»
ВК: У нас в стране царит культ горного байка, а к нему примыкает шоссейник. Откуда вообще могло взяться это чуждое нам движение владельцев классических велосипедов? Вроде на улицах этих велов и не видно особо.
РС: Хочу возразить: почему же чуждое? Ещё лет 15-20 назад это было обычное явление для наших городов. У меня прошлый велик был Kona Blast, который, непристёгнутый, увели из с 1 этажа подъезда с консьержкой и видеодомофоном (обманули консьержку, а видео записало только надвинутые капюшоны сверху).
Жалел очень, но что делать… И встал вопрос какой велик для себя найти. Проанализировав что хотелось бы я понял что нужна прямая посадка, что 98 скоростей мне не нужно, что гонять на скорость я уже не хочу, ну и угнетала мысль, что выезжая на горном веле я никуда не могу зайти, так как в нормальной одежде в нём как-то не катается. Посему и захотелось классический велик. Пусть он не такой ловкий, не такой лёгкий, как мой Кона, но я его люблю даже больше.
Мне кажется, что так начинает мыслить всё больше людей, и классические велосипеды можно увидеть всё чаще: нам хочется свободно и легко кататься по городу и осматривать его, а не устраивать велогонки на выживание с прижатым к рулю корпусом, весь в чёрном и сам велик чёрный и этаким невидимым велониньдзя выскакивать из темноты.
ВК: Наверно, ты прав. Многие фанаты велосипедизма, в том числе и я, через некоторое время приходят к пониманию, что в езде на велике важны не только скорость и дистанция.
Скажи, а владельцы таких классических городских велов — это на самом деле движение? Проводятся ли какие-то слеты, походы, встречи, кроме Tweed Ride? Где в интернете общаются любители классики?
РС: Скорее всего это пока не движение (ведь «движение» подразумевает активность в выдвижении требований, узаконивания прав и т.д.), а окказиональное мероприятие, пока неорганизованное в информационном поле, и большая форумная ниша для классических коммутеров этом смысле пока пустует! А в реальности такие умельцы есть в Москве, такие красивые велосипеды делают — закачаешься!
ВК: Расскажи про ощущения от езды на тяжелом классическом велосипеде с вертикальной посадкой. Мы ведь все привыкли к спортивным байкам, а тут, наверно, всё по другому.
РС: Во-первых, есть ощущение корабля (у моего чуть удлинённая база даже в сравнении с другими классическими великами) — движение несуетливое, накатистое, перед тобой простор, так как я вижу перед собой всё без нужды смотреть из-под лобья, к тому же я нахожусь на голову выше всех. Вдохновляющее ощущение для поездки!
Во-вторых, седло Brooks 67 скрашивает неровности так хорошо, что комфортнее я никогда не ездил — мягко!:) В-третьих, руки совсем не устают, так как на них нет совершенно никакой нагрузки (что для разнообразии я иногда делаю, переместив вес к рулю). В-четвёртых, это просто какое-то приятное расслабленное чувство от езды в такой манере.
ВК: Надо бы попробовать, но боюсь, а вдруг понравится, тогда что же, пропагандировать классические ситибайки на сайте? А какое максимальное расстояние ты осиливал на своем велике? Какая обычная крейсерская скорость?
РС: Не спеша я проезжаю в день километров 35 в среднем (с продолжительными остановками в парке Койкого, на покурить сигару, перекусить и т.д), а обычная скорость невысока: я же в основном по тротуарам езжу (в 95 году меня сбил ментовский УАЗик, думаю, с меня хватит больших дорог, хотя иногда и выезжаю), так что скорость там невысока — километров 15 в час, но на набережных и на свободных ночью тротуарах люблю разогнаться с ветерком!
ВК: Если не брать в учет стиль, то поменял бы ты свою классику на легкий горный байк и лайкровую велоформу? Чисто ради удобства и комфорта.
РС: Я подумываю о том, чтобы иметь ещё один велик, но какой именно я пока не решил. Но менять — точно не поменял бы.
ВК: Кстати, расскажи про свой велосипед. Что за марка, где произведен и тд.
РС: Называется модель Holymoly, дизайн и сборка Creme в Европе, как написано (кажется, Польша). 3 скорости, передний дисковый тормоз (роллерный — прим. Котовского) и задний ножной.
Грипсы кожаные, седло кожаное с пружинами, динамо-фонарик (перестал светить почему-то, поставил на руль LED-фонарик), шины CST Zeppelin 700С, багажник. Чудесный велосипед и настоящий друг: я с ним уже и в сильный 2-х часовой дождь попал — ни скрипа жалобы!
___________________________________________
Спасибо Руслану за интересный рассказ, скажу честно — до этого я никогда не смотрел на классический велосипед всерьез. А по поводу Tweed Ride — это вообще здорово, что у нас есть так много позитивных веселых людей, готовых устроить праздник, казалось бы, из ничего. В который раз убеждаюсь, что всё зависит от людей, у одних будет «всегда всё плохо», а у других — замечательно. В одной стране, в одно время.
Дорогие читатели, что скажете насчет подобных мероприятий? Есть ли у вас опыт езды на таких велосипедах? Буду рад услышать ваше мнение в комментариях.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.